О потерянной правде в гигантской паутине всемирной лжи

Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий – о необходимости жить по правде в современной цивилизации лжи.
Сегодня ложь прочно водворилась в мире. Она — в наших словах, делах, взаимоотношениях. Ученые утверждают, что мы сталкиваемся с ложью от 10 до 200 раз в день. Никогда еще, кажется, отец лжи не изобретал таких хитроумных ложных сплетений всякого рода, как в наше время. Цивилизация лжи — так можно определить ситуацию в современном обществе. Готовы ли мы жить по правде? Следуем ли мы за Христом и чем опасна ложь для каждого человека в отдельности и общества в целом — об этом интервью с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием.
Ваше Высокопреосвященство, ученые-психологи из Университета Райерсона в Торонто, изучив готовность и способность людей лгать и сравнив показатели с тестами вербального (лингвистического) интеллекта и абстрактного мышления, назвали вранье признаком ума и сообразительности. С этим можно согласиться?
— Не знаю, можно ли лжецов отнести к людям умным, но что к сообразительным, хитрым, лукавым и изворотливым — это действительно так. Только лживость когда-нибудь сыграет злую шутку с таким человеком.
Всем нам предстоит после смерти проходить воздушные мытарства, второе из них — мытарство лжи. Так вот в слове о блаженной Феодоре о духах второго мытарства написано следующее: «Духи в нем свирепы и жестоки и особенно сильно испытывают проходящих через него. Здесь человек отдает отчет за всякое лживое слово…»
Ложь, словно паук, гигантской «паутиной» опутала сегодня весь мир. В мировом информационном пространстве бушуют коррупционные скандалы, открываются личные тайны известных персон. Лгут политики, журналисты, военные. Ложь — это бич современного общества.
Британские социологи провели исследование. В ходе опросов в его рамках 80 % людей признались, что они говорят неправду как минимум один раз в день. Человек привыкает ко лжи, ему даже нравится так жить, потому что правдивое существование обременяет и может лишить приятной обстановки, привычного окружения, размеренного течения жизни. А ведь слово ложное сеет вражду не только между людьми, но и между народами.
Любая система, выстроенная на фундаменте лжи, постоянно требует все новой и новой подпитки для поддержания своей основы. Рано или поздно вслед за ложью приходит насилие, и это непреложный закон истории.
— Может быть, Владыко, люди лгут потому, что ложь является быстрым и легким путем привлечения к себе внимания и повышения самооценки?
— Вполне вероятно, только, наверное, у всех причины разные. Но христианам следует стараться жить по правде, помня, что истина исходит от Бога, а ложь — от диавола. Господь называет диавола отцом лжи: «Когда он говорит ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).
Ложь и клевета равносильны убийству, потому что можно убить не только физическое тело, но и душу. «Поведение лживого человека, — говорит мудрый Сирах, — бесчестно, и позор его всегда с ним» (Сир. 20:26).
У нас с вами есть библейский пример, когда Анания и Сапфира за ложь были наказаны смертью (см. Деян. 5:1—11). Много плевел лжи мы разбрасываем по ветру, а они дают всходы и урожай, который нам же и пожинать.
Особенно страшна сегодня развязанная в мире информационная война. В нее втянуты тысячи специалистов, хорошо знающих свое дело, но каждый день согрешающих подачей лживой информации для миллионов людей.
Обман на уровне слова весьма опасен, потому что он передает лживые импульсы в общественное пространство. Человек заражается лукавством через слова, и мы знаем, сколько страданий роду человеческому принесли лицемерие и одурачивание, которые были восприняты массами людей. Ложь приводит к войнам, конфликтам, страданиям, смерти.
Если взять историю грехопадения людей, мы видим, что первое убийство человека, первое предательство связаны с ложью. Наши прародители, обманутые диаволом, и сами стали лгать Богу, друг другу и даже сами себе. С тех пор и до сего дня диавол успешно продолжает обольщать большую часть человечества (см. Откр. 12:9).
«Бегай лжи, иначе она отгонит от тебя страх Божий», — предупреждает святой Антоний Великий. А святитель Николай Сербский еще в годы Второй мировой войны утверждал, что ложь может стать причиной Третьей мировой войны.
Люди ищут в Церкви правду, которую потерял мир, все более и более погружающийся в нравственную тьму.
— Как это ни печально, Владыко, но нормой жизни, можно сказать, второй натурой ложь становится для многих. Как же отказаться от нее?
— Лукавый человек живет двумя жизнями — своей внутренней жизнью, своими мыслями, и другой — как неким фасадом, обращенным к людям. Вот это двоедушие чрезвычайно опасно для духовного состояния человека, ведь оно разрушает целостность личности, ослабляет человека, делает его уязвимым, подверженным многим порокам.
«Мерзость пред Господом уста лживые» (Притч. 12:22), — предупреждает нас псалмопевец. А святитель Иоанн Златоуст очень грозно добавляет: «Горе клеветнику, потому что он, горя в пламени, будет просить капли воды и не получит ее».
Сейчас, когда мир находится в состоянии войны, ложь становится едва ли не главным оружием в борьбе за умы и сердца людей. К сожалению, в наше время истина в международных отношениях не востребована.
Если бы политики, журналисты и военные отказались от лицемерия и встали на сторону Христовой правды, то Господь все бы изменил в один миг. В этом нет никаких сомнений! Но вместо сострадательной молитвы друг за друга люди научились готовить «съедобную» и разнообразную ложь, искусно приправляя ее крупицами правды — чтоб было достовернее.
— Ложь во благо, ложь во спасение… Что мы вкладываем в эти понятия? Аморальна ли ложь во всех проявлениях, Ваше Высокопреосвященство, или в некоторых ситуациях более чем оправдана?
— В Евангелии написано, что отец лжи — диавол (см. Ин. 8:44). Если мы творим ложь, думая, что спасаем кого-то или что-то, — это обман. Обман, а иными словами, лукавство, к добру привести никого и никаким образом не может, под каким бы соусом он не подавался. Поэтому нужно стараться не допускать лжи в наших речах или поступках.
Девятая заповедь учит, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Она запрещает ложь во всех ее проявлениях, равно как и всевозможные сплетни и пересуды. И не существует понятий малой и большой лжи, они единоприродны.
Есть такая притча. Один крестьянин отправился в путь со своим сыном. По дороге тот с увлечением что-то рассказывал отцу, и в ходе рассказа проскочила неправда.
Чтобы устыдить сына, отец сказал: «На нашем пути есть мост, мы уже подходим к нему. Мост этот волшебный: он различает ложь и правду. Под теми, кто лжет, он проваливается».
Испугался сын, услышав это, и признался отцу, что солгал. Однако, когда крестьянин с сыном проходили по мосту, тот неожиданно провалился.
Когда путешественники выбрались на берег, отец повинился перед сыном: «Никакой этот мост не волшебный, я сказал тебе неправду». А ведь, казалось бы, сказал во благо… Ложь даже из самых благих побуждений может привести к самым неожиданным последствиям.
Преподобный Авва Дорофей в своих поучениях писал, что даже когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а следует ему каяться и плакать перед Богом и считать такой случай временем искушения.
— Если со вниманием последить за собой, то увидим, что в течение дня не раз возникнет искушение слукавить, солгать, причем порой по самым ничтожным поводам. Как же победить в себе этот грех, Владыко?
— «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6), — это слова Самого Господа. Вот и нужно помнить, от Кого мы отлучаем себя, когда лжем, и с кем соединяемся ложью.
Наша нечуткость к грехам — верный показатель загрязненности души. Потому легко побеждаемся мы самыми незначительными искушениями. Нужно быть очень внимательными к себе, своим словам и поступкам.
Однажды святой Афанасий, преследуемый врагами, плыл на корабле по Нилу. Враги нагнали корабль и крикнули:
— Вы не видели Афанасия?
Они не знали Святого в лицо. Его спутники молчали.
Лгать христианский богослов не хотел, но и сдаваться врагам тоже.
— Видели, — спокойно ответил Афанасий Великий, — он плывет прямо перед вами.
Недруги решили, что лодка Святого находится где-то впереди по течению, и бросились в погоню.
Так святой Афанасий не солгал — ведь он стоял прямо перед врагами на палубе.
По любви к человеку Господь попускает нам разные испытания именно для того, чтобы дать возможность прийти к Истине.
Мы своими грехами, дорогие мои, отторгаемся от Бога, но Он никогда не отступает от нас, сколь бы грешны мы ни были.
Сегодня несчастья и болезни сыплются на человечество как последнее средство обращения к Богу. Будем же просить Его открыть наши духовные очи, чтобы увидеть в себе, своих тайных недрах тонкий яд фарисейского лицемерия и лжи.
Для нас всегда открыта дверь спасительного покаяния, мы все любимы Господом, Который готов каждого покаявшегося заключить в Свои объятья. Нужно только покаяться.
— Спаси, Господи, Владыко, за столь поучительную беседу.
С архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием
беседовал протоиерей Вадим Кузьмич,
г. Новогрудок
По материалам сайта Новогрудской епархии eparhia.by