Основная угроза — это мы сами, а не природные катастрофы

Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий — о глобальном изменении климата как отражении катастрофического изменения человеческой природы.

Грозные, наводящие страх природные стихии захлестнули весь мир. Страшные наводнения, беспощадные пожары наводят ужас на людей. Тотальная распущенность и греховная жизнь столь сильно возобладали над людьми, что Земля, изнемогая, стонет и, будто отчаявшись в нашем исправлении, пытается сбросить с себя грешное человечество. Господь долготерпел, но, похоже, говоря словами Апостола, открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (Рим. 1:18). Как отвратить нам этот праведный гнев Господень, оживить наши души и вернуть в мир утраченную радость — об этом интервью с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием.

— Ваше Высокопреосвященство, изменение климата на планете с невероятной скоростью набирает обороты. Нас ожидает климатический апокалипсис?

— Да, погода сегодня непредсказуема. В глубинах нашей планеты непрерывно бурлят процессы, которые меняют ее лик. И они протекают бурно: грозная стихия землетрясений, наводнений, пожаров превращает в развалины города, что мы все сегодня и наблюдаем в Европе. Под угрозой полного исчезновения находятся даже целые страны.

Но и это еще не все: ученые пророчат, что в случае извержения некоторых вулканов разрушения будут столь масштабными, что стихия может полностью уничтожить цивилизацию.

Климат за последнее десятилетие резко изменился, и Земля находится в преддверии тотального коллапса, когда человечество балансирует уже на грани существования. А изменение климата — это следствие. Причина же, на мой взгляд, — в катастрофическом изменении человеческой природы: творение Божие превратилось в греховную плоть. Основная угроза — это мы сами, а не природные катастрофы.

Только списывая все на глобальное потепление да парниковый эффект, мы никак не хотим осмыслить происходящее, повернуться к Богу — «цивилизованное» человечество все еще уповает на себя и свои достижения.

А ведь история дает нам столько горьких примеров массовой катастрофической деградации — Вселенский потоп, гибель Содома и Гоморры, Помпеи и Геркуланума. Но разве мы вразумляемся? Мы перешли предельно допустимый рубеж, который стал смертельно опасным.

Грех возобладал над людьми. Утратив духовные и моральные основы, почему-то многие решили, что все им дозволено, и Бог не нужен. И это неудивительно: Он тревожит совесть, угрожает самовластию и самоублажению — всему тому, вокруг чего вращается падший человек.

Грех в жизни каждого человека является насилием над собственной природой, пренебрежением к ней и тому замыслу, который был вложен в нее Творцом. И, конечно же, все природные катаклизмы, которые сегодня происходят в мире, представляются лишь закономерной реакцией природы на такое насилие.

Апостол Павел предупреждает: возмездие за грех — смерть (Рим. 6:23), и изменить действие этого закона может только глубокое и искреннее наше покаяние.

— Грех сегодня, Владыко, выставляют напоказ, бравируя им и, можно сказать, возвеличивая его. Почему же то, что мерзость пред Богом, возводится людьми в норму?

— «Придет время, и вы ничего не станете узнавать: в школах появятся такие вещи, что ум ваш не вместит; наступит время, когда брат поднимется на брата; мы увидим, как наша Земля превратится в Содом и Гоморру», — так еще в XVIII веке предупреждал святой Косма Этолийский.

Различные формы легализации однополых сожительств во многих странах, разрешение усыновлять гей-парами детей, активная пропаганда этого богопротивного установления по всему миру означают не что иное, как то, что идет процесс превращения нашей земли в Содом и Гоморру. Тотальная распущенность людей в наше время стала возможной вследствие греха, неисповеданного и нераскаянного.

Сколько новомодного и губительного поспешили мы перенять от Запада после открытия «железного занавеса», даже не задумываясь: пользу это несет нам или разрушение. Все, что было у нас хорошего, оказывается, устарело, и, как считают, борцы за «свободу», «права человека» и «демократию», пришло время сменить приоритеты, перенять «опыт» от духовно деградирующих стран, изменить «устаревшие позиции», существующие в общественном сознании.

Недавно появилось предписание Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в котором обязуют разрешить однополые браки в России. По мнению ЕСПЧ, Россия должна предоставить однополым парам право оформления приемных детей. К счастью, этого нет и в России, и в нашей Беларуси, ибо противоречит нравственным устоям общества, Семейному кодексу и Конституции.

Более страшным, чем наводнения и пожары, является утрата сознания греховности в мире. В Европе, например, проведение гей-парадов приравнивается к высшей степени «свободы» человека.

Гомосексуализм отрицает само понятие семьи, народа, государства. Во многих странах уже оспаривают библейские строки и переписывают историю.

Сегодня содомиты вышли на передний план, они создают видимость открытости и даже доброжелательности. Но сакральная цель остается прежней: разрушение, смерть, растление.

— Семейные ценности и традиции — это фундамент, который определяет наше отношение к жизни. Не потому ли, Ваше Высокопреосвященство, столько усилий служителей тьмы направлено на разрушение семьи?

— Без сомнения, если разрушен базовый принцип брака (а это союз мужчины и женщины для совместной жизни и продолжения человеческого рода), то в этом случае понятие брака само по себе теряет всякий смысл.

От стабильности семьи — этой маленькой социальной группы в обществе, ее крепких нравственных устоев, зависит, какое поколение будет после нас. Во все времена на Руси через семью человек поднимался к дальнейшим формам духовного единения с Родиной, государством, поэтому семья является для нас первоосновой.

И бесконечно жаль несчастных людей, старающихся извратить понятие семьи, самоутвердиться в своем грехе и убедить окружающих, что это добродетель.

Только ведь душу, рожденную христианкой, не обманешь, и каждому обязательно приходится пожинать горькие плоды собственного безумия.

— Господь, Владыко, в одно мгновение может изменить нашу жизнь, простить самые тяжкие грехи, укротить стихии. Но для этого опять же нужно покаяние?

— Для Бога каждый человек безмерно дорог, Он отворачивается лишь от всякого, кто грешит. Однако Господь готов принять любого кающегося грешника.

Один подвижник беседовал с братьями о душеспасительных вещах. К ним с поклоном подошел крестьянин.

— Что тебе нужно? — спросил старец.

— Хочу исповедаться.

— Тогда называй свои грехи перед всеми.

И человек этот, упав на колени, со слезами стал называть свои грехи, среди которых были и очень тяжкие, о которых стыдно и говорить.

После этой исповеди старец постриг крестьянина в ангельский образ… Монахи были поражены:

— За такие грехи — и даже никакой епитимии?

Подвижник ответил им:

— Я видел Ангела, лицо которого блистало, как молния, и ризы были белы, как снег; кающийся называл грех — и Ангел немедленно изглаживал запись о нем в пергаменте, который держал в руках. Если так помиловал его Бог, я ли буду накладывать на него епитимию?..

Не количество грехов и тяжесть их губит нас, а нераскаянное житие наше. Мы все откладываем свое покаяние, как говорится, в дальний ящик — вот за это и гневается на нас Господь.

В Апокалипсисе святого Иоанна большое место занимают казни и беды, постигающие окружающий мир. Цель и смысл их — привести людей к покаянию, чтобы жить мы стали по Божиим заповедям.

Сегодня у христиан есть большой соблазн ценой предательства Христа приспособиться к современному миру с его ложными благами, материальными и чувственными удовольствиями.

Не дай Бог оказаться обольстившимися!

Священное Писание и святые отцы ясно говорят нам, что признаком последних времен будет отнюдь не великое духовное возрождение, а, скорее, почти повсеместное отпадение, духовное заблуждение. Причем настолько тонкое, что даже избранные могут прельститься.

Есть в Евангелии очень пронзительные слова: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8). Глубокая печаль в этих словах Христа. Ему больно, что к очень многим придется применить строгое осуждение, вместо того чтобы помиловать и сделать участниками Своего славного Царства.

Сейчас тяжелое время. Все мы сдаем экзамен, и я хочу призвать всех вас, дорогие мои, довериться Промыслу Божию. Любящий наш Отец не оставит Своих детей и позаботится о нас, если мы будем очищать души покаянием.

Преподобный Силуан Афонский говорил: «Кто кается, в том Дух Святой, и он еще здесь, на земле, похож на Господа. А кто не кается, тот похож на врага». Только исповедав свои грехи, мы сможем принимать правильные решения в условиях грядущих испытаний и избежим паники и отчаяния.

«Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31). Будем же укрепляться в вере, помня, что Господь все наши горести может обратить в полезное для души. То, что кажется скорбным и печальным, Он претворит в радость. Если только мы сами в чем не преткнемся и будем тверды в вере.

— Спаси, Господи, Владыко, за содержательную беседу.

С архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием

беседовал протоиерей Вадим Кузьмич,

г. Новогрудок

25.07.2021