О.И. Соболева
Учитель музыки,
руководитель гимназической филармонии
ГУО «Гимназия №3
г. Витебска им. А.С. Пушкина»
Как показывает практика, наши современные дети, учащиеся школ и гимназий, и их родители, в большинстве своем, намного лучше знакомы с западными музыкальными традициями, чем с исконно восточно-славянскими, православными. И в результате – огромная художественная ценность православной музыки, ее бесценный воспитательный, духовный потенциал остается невостребованным. По нашему убеждению, православная музыка может и должна стать частью музыкального обучения и воспитания учащихся. Поэтому показалось интересным и важным показать уникальный опыт в этом направлении ГУО «Гимназия № 3 г. Витебска им. А.С. Пушкина», которое я имею честь представлять.
Наше УО – гимназия с многолетними традициями творческой деятельности. Помимо общего образования, гимназисты на факультативной основе изучают искусство (музыку, хореографию, изобразительное искусство). Это и позволяет нам расширить воспитательные рамки, и применять в этом направлении уникальные воспитательные инструменты – само искусство.
Идеально, когда семья и школа идут в воспитании детей рука об руку. Школа выполняет заказ семьи на воспитание и развитие ребенка – обеспечивает нужными факультативами, кружками, мероприятиями. Но, наверное, более ценным становится то духовное и полезное, что школа привносит в семью. Воспитывая тем самым не только детей, но и их родителей, раздвигая и расширяя рамки семейного уклада, добавляя, приумножая семейные традиции.
В нашей гимназии мы имеем чудесную возможность претворить это в жизнь. Так, на протяжении многих лет в репертуаре двух наших концертных хоровых коллективов – хора мальчиков и хора девочек «Мечта» всегда имеется православный репертуар.
Педагоги нашей гимназии давно оценили православную музыку как средство духовного и нравственного воспитания как учащихся, так и их семей. Первое методическое мероприятие в этом направлении мы провели в 2006 году. Это было выездное заседание учителей музыки. Проводилось оно в Витебском Духовном Училище по теме «Опыт православной церкви в музыкальном образовании. История. Современная практика». На этом заседании педагоги рассматривали и изучали возможности воспитания, в том числе и семейного, средствами православной музыки, слушали выступления по этой теме главного регента Витебской Епархии матушку Ольгу Янченко, директора воскресной школы свято – Георгиевского храма матушку Веру Гончарову, директора школы звонарей при ВДУ диакона Димитрия Горанского. Там же в круглом зале ВДУ состоялось выступление наших хоровых коллективов. И с тех пор мы продолжаем работу в этом направлении, основываясь на Программе сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2015-2020 годы. [9]
Православная музыка, достигая необычайных высот культуры и красоты, несомненно, обладает силой и убедительностью, большой культурной и воспитательной ценностью. Что может быть более полезным для души ребенка и его родителей, чем православные песнопения – традиционные, исполняемые во время службы и домашних ритуалов, а так же православные тексты, положенные на музыку профессиональными композиторами прошлого и современности? И даже замена модного нынче поздравления с днем рождения «Happy Birthday» на «Многая лета» уже можно считать маленькой победой.
В чем же ценность и особенность православного пения? Я бы хотела остановиться именно на этих аспектах.
Сама музыка с древности мыслится воспитательным инструментом.
Уже в древних культурах Китая, Индии, Греции музыка представляла собой объект для исследования. В древности так же наметились два пути философского осмысления музыкального искусства – освоение музыкальной логики с одной стороны, и взаимодействие музыки с душевной жизнью человека, с другой.
До 17 века было написано множество философских и научных трактатов о музыке. Они изучали, исследовали разные стороны, аспекты, проблемы философии, теории, истории музыки. Именно на этом наследии выросла западная музыкальная культура.
Восточно-славянская и, в частности, русская, музыкально-философская мысль прошла свой самобытный путь. В период до 17 века эти географические области были замкнутыми в себе культурными регионами, а философией и теорией музыки занималась та часть православного богословия, которая соприкасалась с искусством звуков. Весь научный материал был рассеян только в сочинениях церковных писателей, летописях, в певческих азбуках. Этим и обусловлена самобытность православной музыки, ее чистота, возвышенность и духовность.
Христианская православная музыка мыслится возвышающей, как небо над землей. Церковное пение полагается сошедшим с небес. По Евангелию, первая христианская песнь была спета ангелами Божьими в ночь Рождества Христова, и то была песнь радости, хвалы Богу.
Согласно Иоанну Златоусту, «музыка есть согласие (гармония), внематериальное небесное явление, веселящее ангелов и Бога». [10, C. 52]
Одна из особенностей православной музыкальной культуры – осмогласие (8 гласов) – это сосредоточение христианских чувств в музыке. Сгруппированные в мелодические формулы, они воплощают еще и литургическое время. На каждой седмице, циклически оборачивающейся вместе с символикой каждого дня недели, поется один определенный глас. Совокупность восьми недель, составляющая еще один круг, также циклически вращается. Совокупность всех песнопений охватывает полный год и тоже циклически повторяется. Вписанные друг в друга певческие круги символизируют божественное время – Вечность.
«Принципы богослужебного пения – это слово, сопровождаемое мелодией, и это традиция, дающая ориентиры, как через пение сделать богослужебное слово новым способом жизни. И если эти принципы имеют прямое отношение к созиданию культуры человечества, то богослужебное пение вносит в нее то благодатное содержание, которое оживает в нас пониманием Дела Божия на земле и созданием условий для духовно-нравственного возрастания человека», – поясняет нам в своих трудах протоиерей Геннадий Нефедов. [7]
Православное пение не сопровождается бездушными инструментами, оно исполняется благороднейшим, естественным инструментом – человеческим голосом. Возвышенная музыка – мелодия сопровождает Слово, придает эмоциональную окраску, запечатлевает это Слово в сердце человека. Дух православного пения — это дух любви. И поскольку Бог есть любовь (1Ин.4,8), то Он — Первопричина всякого творчества.
Сегодня в хоре мальчиков нашей гимназии имеется следующий православный репертуар:
- Белорусский рождественский кант «Божие ныне Рождество»
- Д. Бортнятнский «Многая лета»
- «Отче наш» – полесский напев 17 века
- В. Титов Восьмой псалм из рифмотворной псалтири
- Кондак Рождества Христова «Дева днесь» Муз. А. Ляхновича
Этот хор стал постоянным участником городских праздников духовной музыки, фестиваля «Рождественское созвучие», республиканской акции «Хоровое вече» и др. Руководитель хора Алексей Петрович Ляхнович добивается от своих учащихся, чтобы «от пения вострепетала духовная глубина человека, та, которая молится, прозревает и творит. И вострепетав, включилась в храмовую молитву, духовно прозрела в слова песнопений и стала творчески внимать музыкальным звукам» [4] Именно тогда православное пение становится так же и художественным событием.
Вот что пишет в своем сочинении бывшая хористка из хора девочек Дарья Петрова, на тот момент ученица 7 класса;
«Православная музыка – это высочайшее состояние души человека, который эту музыку исполняет или воспринимает. В православной музыке поет только душа, в которой должны пребывать благоговение, трепет и любовь к Богу. Не каждому дано понимать, осмысливать, чувствовать эти песнопения. Но те, у которых получается, заслуживают награду. Они получают истинное удовольствие от воспроизведения православной музыки своим голосом. Мне очень нравится петь духовную музыку в нашем хоре «Мечта». Петь ее получается даже легче, чем музыку белорусскую или военной тематики. Наверное потому, что духовное пение очень красиво, и еще оно дает возможность остановиться и подумать о своей жизни, сколько добрых дел сделал, сколько нагрешил. Это пение возвышенно, ведь певчие на клиросе в храмах во время пения причисляются к ангельскому чину. Моим родителям тоже очень нравится, как мы исполняем духовную музыку»
Так музыкальная стихия заставляет наших учащихся и их родителей по-иному, возвышенно и умудрено, осознать смысл Веры.
«Какое неисчислимое богатство духовного содержания откроется тогда человеку, какие светоносные потоки смысла войдут в душу поющего человека, какие литургические образы и события захватят его и какие молитвы личного прозрения и благодарности обогатят его дух!» – пишет протоиерей Геннадий Нефедов в своем знаменитом труде «Принципы богослужебного пения и их воспитательное значение» [7]
Мелодии, неразрывно связанные со словом, помогают глубже запечатлевать в своей памяти содержащиеся в Слове вечные важнейшие истины через эмоциональное толкование слышимых и воспринимаемых текстов.
Об этом замечательно говорит святитель Василий Великий: «Поелику Дух Святой знал, что трудно вести род человеческий к добродетели, что по склонности к удовольствиям мы нерадим о правом пути, то что делает? К учению примешивает приятность сладкопения, чтобы вместе с усладительным и благозвучным для слуха принимали мы неприметным образом и то, что есть полезного в слове».
Именно для этого, продолжает Василий Великий, «изобретено для нас стройное пение псалмов, чтобы и дети возрастом, и вообще невозмужавшие нравами, по-видимому только пели их, а в действительности обучали свои души».
Таким образом, православная музыка, изучаемая и исполняемая в школе, на концертах и праздниках, входит в семьи наших учащихся, воспитывает их в духе церковности и человечности, приобщая их к православной молитве, к православной Вере.
Подводя итог сказанному, отметим, что истинное православное пение дарит свободу нашим подлинным глубинным чувствам, чтобы от «избытка сердца запели уста», чтобы эти чувства вошли в сознание и стали частью нашего религиозного опыта. Тогда они принесут не только наслаждение, они воспитают наши души, делая православное пение святым творчеством.
Используемая литература:
- Античная музыкальная эстетика. Москва, 1960 г.
- Дилецкий Н. Идея грамматики мусийской. М. 1979 г.
- Ливанова Т.Н. Из истории искусствознания за рубежом М. 1981.
- Мир Православия Ежемесячная газета издательства TARBEINFO – РУССКИЙ ТЕЛЕГРАФ №3 2008 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.baltwillinfo.com/2016/mp09-16/ Дата доступа: 10.09.2016.
- Московская регентско-певческая семинария. 1998—1999.
Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления богослужения: Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. М., 2000. - Музыкальная эстетика России 11 – 18 веков. Сост. А.И. Рогов. М., 1973.
- Нефедов Г. Принципы богослужебного пения
и их воспитательное значение. Электронный ресурс. Режим доступа: http://azbyka.ru/principy-bogosluzhebnogo-peniya-i-ix-vospitatelnoe-znachenie Дата доступа: 10.09.2016. - Песни и песнопения религиозные. Церковная школа. Сайт отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской Епархии Русской Православной Церкви. Электронный ресурс. Режим доступа: http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/parents/rel_v/rel_v9/ Дата доступа: 10.09.2016.
- Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2015-2020 годы. Электронный ресурс. Режим доступа: http://edu.gov.by/page-25571 Дата доступа: 10.09.2016.
- Протопопов В. Русская мысль о музыке в 17 веке. М., 1989
- Рогов А. Музыкальная эстетика России 9 – 18 веков. М,1979
- Соболева О.И., Православный детский лагерь в формировании христианского мировоззрения / О.И. Соболева, В.И. Кузьмич // Итоги международной конференции «Конфессии на Беларуси: история и современность». Брест, 24-25 марта 2004 г.