12 мая 2017 года в Минском городском институте развития образования состоялись Первые Свято-Николаевские духовно-просветительские чтения, организованные в рамках Минского городского фестиваля художественного и интеллектуального творчества «Мой Мiнск – мая сталiца – творчасцi i таленту крынiца».
Торжественное открытие Чтений началось музыкальным выступлением коллектива учителей ГУО «Средняя школа № 1 г. Минска».
Затем с приветственным словом к педагогам обратился Стренковский Сергей Петрович, первый проректор ГУО «Минский городской институт развития образования», доктор исторических наук. Сергей Петрович поздравил собравшихся с открытием Чтений, рассказал о предстоящих праздниках мая, центральное место среди которых занимает День памяти святителя Николая-Чудотворца, в честь которого и названы данные духовно-просветительские чтения.
Далее состоялось выступление священника Святослава Рогальского, председателя Правления МОО «Христианский образовательный центр святых Мефодия и Кирилла», кандидата богословия, доцента, который рассказал о таких богословских понятиях, как образ и подобие Божие в человеке, а также об этимологии слова «образование». Процесс образования – процесс раскрытия в воспитанниках образа Божия и именно поэтому он не может сводиться только к интеллектуальному развитию учащихся, но обязательно должен содержать воспитательный компонент.
Архимандрит Никодим (Генералов), проректор по воспитательной работе УО «Минская духовная академия», выступил с докладом «Нравственные аспекты трагедии грехопадения и начала искупления согласно книги Бытия». Архимандрит Никодим рассказал о сути грехопадения Адама и Евы, о том, как при этом изменился человек и в дальнейшем все человечество, о происхождении добра и зла, об искупительной жертве Спасителя, Эти богословские знания важны для понимания многих проблем современного человека и человечества в целом.
Романенко Любовь Евдокимовна, профессор кафедры управления и экономики образования ГУО «Минский городской институт образования», кандидат педагогических наук, доцент, выступила с докладом на тему: «Формирование духовно-ценностного ядра личности средствами искусства».
Любовь Евдокимовна подчеркнула, что в прежние времена, когда детям преподавался Закон Божий, школа формировала духовно-ценностную систему человека, воспитывала такие нравственные категории, как стыд, грех, совесть, честь, которые делают человека человеком. Сейчас нам также необходимо подумать о введении в образование культурного, религиозного компонента – для того, чтобы воспитать духовно-нравственное ядро личности.
По окончании пленарного заседания состоялась работа двух секций – «Формирование духовно-нравственных ценностей субъектов образовательных отношений» (для учителей) и «Приобщение подрастающего поколения к духовно-нравственным ценностям православной христианской культуры» (для учащихся).
Модератором секции для учащихся выступил диакон Стефан Воропай – секретарь Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви.
Сосновская Елена Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Средняя школа № 152 г. Минска», рассказала о положительном опыте сотрудничества школы с приходом храма Воскресения Христова. В школе создан Музыкальный просветительский центр духовно-нравственного воспитания. В Центре собрана уникальная коллекция книг, проводятся музыкальные родительские лектории, создан хор «Лира». В школе преподается факультатив по основам православной культуры.
Сидорик Ольга Николаевна, педагог-психолог ГУО «Средняя школа № 136 г. Минска», подняла в своем выступлении проблему детских суицидов, причина которых часто кроется в неблагополучии семьи – нарушении правильной семейной иерархии, потере семейных традиций, утраты полноценного общения с ребенком. При анкетировании младших школьников выяснилось, что 80 процентов ребят на вопрос «кого бы вы взяли с собой на необитаемый остров?», ответили – кошку, собаку, друзей, интернет…Выход из данной ситуации есть – укрепление традиционных семейных ценностей, выстраивание доверительных отношений с детьми.
Давидовская Мила Александровна, учитель ГУО «Средняя школа № 152 г. Минска», поделилась положительным опытом создания в школе объединения по интересам, работающего по двум направлениям – Библия и «Батлейка». В ходе работы объединения ребята вовлекаются в активное взаимодействие с социумом – встречаются со священниками, посещают храмы, участвуют в благотворительной деятельности.
Коваль Жанна Анатольевна, учитель ГУО «Средняя школа № 6 г. Минска», поделилась опытом формирования у школьников духовно-нравственных ценностей через участие в проектной, исследовательской деятельности. Участие в краеведческом проекте «Белорусские дороги» воспитывает у ребят любовь к родной земле, создает благоприятные условия, при которых у них возникает желание побольше узнать о святынях Белой Руси. В рамках проектной деятельности создана лекторская группа старшеклассников, которые делятся своими впечатлениями о краеведческих экспедициях, поездок по святым местам с младшими школьниками.
Адриянчик Нила Ивановна, учитель ГУО «Средняя школа № 136 г. Минска», познакомила участников Чтений с опытом сотрудничества школы с приходом храма в честь святого Архангела Михаила. Нила Ивановна привела также данные исследований о посещаемости храма учащимися. 51% школьников ходят в храм лишь по праздникам, 26% – постоянно, 18% – иногда, 11% – не посещают церковь вообще. Дети, занимающиеся в воскресной школе, чаще участвуют в благотворительных акциях, в акции «Бессмертный полк», чувствуют ответственность за себя, за свою Родину.
Похваленая Алина Казимировна, учитель ГУО «Гимназия № 25 г. Минска», поделилась опытом создания в школе краеведческого музея, сотрудничества с приходом храма Благовещения Пресвятой Богородицы.
Сорока Елена Александровна, учитель ГУО «Средняя школа № 135 г. Минска», привела интересные данные исследования религиозности современных школьников. В ходе анкетирования были опрошены 192 учащихся 5-11 классов. Из них православными себя считают 87%, католиками – 3, 6%, протестантами – 2 %, мусульманами – 1%, атеистами – 6, 4% учащихся. Однако на вопрос «верите ли вы в Бога?», положительный ответ дали 76%, а на вопрос «молитесь ли вы?» – лишь 17% учащихся ответили утвердительно. Эти данные свидетельствуют о том, что среди школьников немалый процент детей, которые являются лишь формально верующими. Это означает высокую вероятность того, что дети могут быть втянуты в секты. Отсюда совершенно очевидно вытекает необходимость увеличения количества часов на изучение основ православной культуры.
Амосова Елена Борисовна, учитель ГУО «Средняя школа № 101 г. Минска», рассказала об опыте создания волонтерского отряда учащихся «Милосердие». Ребята под руководством учителя участвуют в различных добрых делах, помогают тем, кто нуждается в сочувствии, поддержке, помощи.
Антаневич Валентина Казимировна, учитель ГУО «Средняя школа № 94 г. Минска», поделилась интересным опытом сплочения коллектива учащихся через приобщение к традиционной духовно-нравственной культуре. Если в начале, как показали психологические исследования, пятиклассники были очень разобщены, имели много проблем в межличностных отношениях, то в дальнейшем, благодаря взаимодействию класса с приходом храма святого преподобномученика Афанасия Брестского, общению со скаутами отряда «Немига», тесному взаимодействию с родителями, коллектив был признан классом года. Ребята стали добрее, любвеобильнее, проявляют «боевую готовность» к работе, к делам милосердия. Примечательно то, что Валентина Казимировна активно привлекает к сотрудничеству отцов – на родительские собрания приглашаются именно папы (даже, если родители разведены), создана уникальная «Школа отцовства».
Саврицкая Александра Сергеевна, учитель ГУО «Средняя школа № 61 г. Минска», представила в своем докладе теоретическое обоснование положительного влияния духовно-нравственного воспитания на детей и проиллюстрировала особенности восприятие ребенком основ православной культуры через содержание рассказа Андрея Суздальского «Свечечка».
При подведении итогов Первых Свято-Николаевских Чтений Захожая Нина Николаевна, начальник управления Минского городского института развития образования, поблагодарила всех присутствующих за интересные и содержательные выступления, напомнила о предстоящих праздниках, пригласила к участию в Кирилло-Мефодиевских чтениях.
В дальнейшем по материалам Чтений планируется издание электронного сборника.
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации