Церковь и государство.
Уроки прошлого и взгляд в будущее.
Пленарный доклад Преосвященного Вениамина,
епископа Борисовского и Марьиногорского,
председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви
Ваше Высокопреосвященство, Патриаший Экзарх всея Беларуси, Ваше Высокопреосвященство митрополит Смоленский и Рославльский Исидор, высокий Президиум, уважаемые представители науки, культуры, образования, здравоохранения, уважаемые братья и сёстры!
Тема нынешних Рождественских чтений, объединяя в себе многие события минувшего бурного века, позволяет нам, оглянувшись назад, рассмотреть причины современного положения дел и задуматься над перспективами развития нашей страны и общества.
Хотелось бы начать свое выступление с рассуждения святого праведного Иоанна Кронштадтского. Чувствуя дух надвигавшейся эпохи и те перемены, которые она несла в себе, он писал: «Что такое история человеческого рода? История то падений, то восстаний, история шатания мыслей человеческих, жизни семейной и общественной – и история падений царств и народов или отдельных городов и учреждений». «В чем же причина?» – задаётся далее вопросом великий православный пастырь и отвечает: «В неверии, в отпадении от Бога, от Божиих премудрых повелений, в надеянии на свой разум слепой, в последовании своим страстям».
Думается, что отказ от идеала, дарованного нам Творцом, и стремление к идеалу, основанному на земных ценностях, объединяет события ушедшего века. Он характеризовался словами «свобода», «справедливость», «равенство», «благополучие», «технический прогресс». Однако какой бы близкой не казалась цель, идеал так и остался недостижимым. Более того, на пути к нему встретились тяжелейшие испытания: крушения государственных форм, культурные революции, кровопролитные войны. И к какой бы цели не стремился человек, рядом со светлым тут же обнаруживалось и тёмное: свобода отношений и кризис семьи, равенство и стремление подвести всех к единому стандарту, управляемая ядерная реакция и угроза атомной войны, полёт человека в космос и ракетное вооружение.
Большинство людей той эпохи не смогло разобраться в этих противоречиях и, будучи воспитанно в христианской вере, потянулось к светлым сторонам нового идеала, искренне поверив в возможность всеобщего счастья, построения рая на земле и, в соответствии с евангельской заповедью, «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13), героически жертвовало всем, даже своей жизнью, ради светлого будущего.
Самое трагическое заблуждение революции 1917-го года заключается в том, что декларируемые идеалы она поставила выше человеческой жизни. Как следствие, получили оправдание практика «красного террора», создание концлагерей, ликвидация целых социальных групп, классов, изгнание или уничтожение неугодных новой власти учёных, педагогов, деятелей искусства. Жертвами стали миллионы безвинных людей, в том числе многие священнослужители. Однако, согласно церковному учению, душа человеческая и жизнь каждого имеет высокую цену в очах Божиих. В Евангелии сказано: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою потеряет» (Мк. 8:36). «Bот как драгоценна душа человеческая! Она дороже всего мира, со всеми его сокровищами и благами», – восклицает преподобный Амвросий, старец Оптинский.
Ещё в древности сказано, что душа по природе своей христианка, и история показывает, что, несмотря на суровые декреты, казни и преследования священнослужителей, монахов, благочестивых мирян, попытки расколоть Церковь изнутри с помощью т.н. «обновленчества», несмотря на кампанию Союза воинствующих безбожников, антирелигиозная политика не принесла ожидаемого результата. «Безбожная пятилетка», завершившаяся в 1937 году всесоюзной переписью населения, показала, что из 97,5 млн. опрошенных граждан старше 15 лет верующими назвали себя 55,3 млн., т.е. более половины жителей страны. Так в 1937 году эти люди не побоялись объявить о своём исповедании веры.
Эта духовная сила помогла выстоять нашему народу в годы Великой Отечественной войны. Героический подвиг воинов и партизан, самоотверженный труд в тылу, неустанный творческий поиск ученых и конструкторов, создававших уникальную боевую технику и оружие, – все это было невозможно без веры и молитвы, которые поддерживали тогда, когда оскудевали человеческие силы. Как следствие, в годы войны изменилось отношение власти к Церкви и были открыты многие храмы. Во время послевоенного восстановления страны, среди голода и разрухи, всё те же вера и молитва были спасительным прибежищем для утомлённых испытаниями душ.
Волна новых гонений на Церковь была поднята в 60-е годы. Советский лидер Никита Хрущёв обещал ускоренными темпами построить коммунизм, при котором, по его словам, религия не нужна. Борьба с верой приобрела системный характер: к закрытию или разрушению храмов и монастырей добавилась антирелигиозная работа в школе. У детей вытравливались начатки религиозности, получаемые в семье, устраивались показательные суды над теми, кто осмеливался пойти в храм на Пасху и в другие праздники, носить нательный крестик.
Очередную волну гонений православные люди приняли со смирением. Терпению, кротости и прощению учились на примере Христа, молившегося со Креста: «Прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23:34). Несмотря на притеснения, священники продолжали окормлять и утешать верных чад Православной Церкви. Явились и настоящие подвижники благочестия. Вспомним святую блаженную Валентину Минскую, которая будучи прикована к постели тяжёлой болезнью, явила такую духовную силу, что по её молитвам Господь возвращал здравие безнадёжно больным и приносил утешение скорбящим. Не имея что противопоставить взамен, советские идеологи были вынуждены обратиться к христианским нравственным ценностям, придав им вид коммунистических принципов в т.н. «Моральном кодексе строителя коммунизма», в «Законах юных пионеров» и проч.
Лишь в годы Перестройки появилась возможность открыто выражать свои религиозные убеждения, началось массовое обращение людей к вере. Переломным моментом стало празднование Тысячелетия Крещения Руси, явившееся поистине вторым крещением нашего народа. Тогда был усвоен главный урок социалистического строительства: без проверки даже самых благих намерений христианскими заповедями, нельзя приступать к их реализации.
Об этом надо твёрдо помнить в наш стремительный век перемен.
С распадом Советского Союза Республика Беларусь обрела суверенитет. Период государственного бытия нашей страны относительно невелик, но за это время был сделан важный, можно сказать, определяющий шаг к восстановлению той духовной традиции, которой веками следовал белорусский народ
Белорусская Православная Церковь вновь стала полноправной участницей жизни белорусского народа, что получило правовое закрепление в Законе «О свободе совести и религиозных организациях», где признается «определяющая роль Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа»[1].
Беречь и укреплять то, что сохранилось, восстановить то, что было утрачено — вот насущная задача, которую поставили перед собой государство и общество. Решительные шаги в этом направлении уже сделаны: воссозданы сотни храмов, возвращены народные святыни, желающие могут свободно получать религиозные знания, воспитывать своих детей в вере, церковности и благочестии.
В советском прошлом декларировалось, что Церковь отделена от государства, но сегодня становится очевидным, что как государство невозможно отделить от народа, так и Церковь невозможно отделить от общества. Востребованность авторитета и опыта Православной Церкви, её роль в укреплении общества и его духовном обогащении подчёркивает и Президент нашей страны Александр Григорьевич Лукашенко[2], проявляющий об этом неизменную заботу.
Диалог и сотрудничество между государством и Церковью стали нормой нашего времени. И это важно, потому что именно Церковь хранит те высшие, непреходящие ценности, которые определяют достоинство человеческой жизни, является «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3:15). Вместе с тем, каждому христианину следует помнить слова апостольские: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3:15).
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечает, что сегодня Православная Церковь должна «идти навстречу людям, идти с умным и добрым словом, … с открытым сердцем – не высокомерно, глядя на паству с высоты своего положения, а со смирением, в простоте сердца неся людям реальное утешение в скорбях, помогая сохранить базисные ценности бытия»[3].
Надо признать, что сегодня в нашем обществе много людей, для которых материальное преуспеяние превыше всего. Вместе с тем, ширится круг тех, кто разочаровался в ценностях массовой культуры, прелестях «свободного» (в кавычках) общества и стоят на распутье в сомнении. Это образованные ищущие люди с богатым жизненным опытом, – и обязанность Церкви – наладить с ними диалог, поддержать их стремление к духовному поиску.
Эти же слова можно отнести к молодёжи, общение которой в значительной степени перешло в виртуальное пространство, а положительная социальная активность многих молодых людей приблизилась к точке замерзания. Работа с ними требует новых форм взаимодействия, активного использования информационных и коммуникационных технологий. Но при этом нельзя сводить общение к лёгкому, говоря молодёжным языком, «тусовочному», времяпрепровождению, а прежде всего свидетельствовать о вечных ценностях, той духовной жизни Церкви, которая предначертана в Евангелии, отразилась в жизни и подвиге святых Белой Руси.
И, конечно же, проповедь делом. Творя добро и милосердие, объединяя усилия всех неравнодушных к чужой боли и скорби, мы сможем способствовать духовно-нравственному преображению общества.
Хочется высказать искренние слова благодарности Министерству здравоохранения, Министерству труда и социальной защиты не только за то, что сегодня люди Церкви имеют возможность посещать лечебные и социальные учреждения, но и за открытость, желание сотрудников, работников социальной сферы идти навстречу в нашем общем служении.
Православная Церковь, неизменно сохраняя любовь и преданность святой вере, веками следует принципу уважения к другим верам и взглядам, что содействует духовной консолидации общества, препятствуя развитию страшной болезни современности – разобщённости, которой не смогли избежать многие страны. На единение общества и укрепление его духовных скреп направлена деятельность Белорусской Православной Церкви и в сфере культуры. Ведь именно Православие стало смыслообразующим стержнем отечественной культуры, сформировало народное представление о прекрасном, о предназначении искусства и миссии человека-творца. Самые высокие духовные порывы, самые прекрасные произведения национального искусства посвящены Богу: в архитектуре – это церковное зодчество, в музыке – величественные песнопения, которые звучат в храмах, в живописи – святые образы.
Как известно, народ, оставляющий в небрежении вопросы развития отечественной культуры, увлекающийся погоней за новомодными веяниями, в итоге ждёт, как минимум, культурное порабощение. Поэтому так отрадно, что в уходящем году в сотрудничестве государства и Белорусской Православной Церкви сделаны шаги, имеющие принципиальное значение для сохранения национального культурного и духовного достояния.
Подписан и успешно реализуется план совместных мероприятий Министерства культуры и Белорусской Православной Церкви, проводимых в рамках Года культуры. В стадии завершения разработка Программы сотрудничества Министерства культуры и Белорусской Православной Церкви на 2017 – 2021 годы.
И, пожалуй, о самом важном в совместной деятельности государства и Церкви, – о том, что предопределяет будущее нашего народа, нашей страны – о воспитании подрастающего поколения. Устремления Церкви и государства в этой сфере едины. Думается, что присутствующие в этом зале священнослужители и светские люди согласятся со словами замечательного педагога Василия Александровича Сухомлинского о том, что всесторонне развитый человек – это гражданин-патриот Отечества, мужественный защитник родной земли, честный, умелый, влюблённый в свое дело труженик, коллективист, культурная личность, которой не чужды живые, полнокровные радости человеческие, … верный отец и муж, любящая мать и жена».[4]
Единение усилий позволило выйти на уровень системной работы в деле духовно-нравственного воспитания. Сформирована и развивается нормативная правовая база, заключён комплекс соглашений и договоров, охватывающих все уровни от государственного до приходов и школ, реализуются совместные проекты, расширяется практика преподавания факультатива «Основы православной культуры». Надеемся, что он будет изучаться в каждой школе.
Особо благодарные направления сотрудничества – это дела милосердия, краеведческая работа, поисковое движение, экологическая деятельность. Здесь созданы все условия, чтобы поднять наше взаимодействие на самый высокий уровень.
Расширяется работа по популяризации у молодёжи православных семейных ценностей, по противодействию пропаганде распущенности, формированию культуры межличностных отношений на основе христианских качеств, высоким уровнем которых всегда отличался белорус: честность, скромность, искренность, уважение к достоинству человека, человеколюбие.
Отрадно, что наша совместная работа не только приносит свои плоды, но и помогает поднять статус воспитательной работы в глазах учителей, родителей и общества в целом, преодолеть отношение к воспитанию как к чему-то дополнительному, второстепенному.
Расширение охвата молодёжи различными формами духовно-нравственного воспитания ставит вопрос о необходимости соответствующей подготовки педагогических кадров. В связи с этим хочется отметить успешное развитие сотрудничества с Академией последипломного образования, региональными институтами образования. Полагаю, назрела необходимость в рассмотрении вопроса о введении спецкурсов или курсов по выбору по проблематике духовно-нравственного воспитания и для будущих учителей.
Христианская вера учит, что причину зла и скорбей надо искать не в других, а в себе. Ведь в каждом из нас, по слову Фёдора Михайловича Достоевского, «дьявол с богом борется, а поле битвы – сердца людей»[5]. И счастье людей достигается не революциями, не победой над инакомыслием, не принуждением, а каждодневным нравственным усилием, поиском мира, понимания и согласия. Это важный урок, который следует усвоить, исходя из опыта уходящего столетия. Поэтому и воспитание не завершается с окончанием обучения, а должно перерастать в постоянную внутреннюю работу над собой в каждом из нас на протяжении всей жизни.
Уважаемые участники Вторых Белорусских Рождественских чтений!
Сотни лет государство и Православная Церковь сообща трудились на ниве просвещения, заботились о нравственности и благополучии народа. Несмотря на ошибки и отступления, это было время культурного обогащения, духовного роста, увеличения численности населения. Столетие назад трагические события прервали это соработничество. И то, что мы сегодня вновь выходим на самое тесное сотрудничество во имя будущего, свидетельствует о том, что власть, Церковь, весь народ умеют извлекать уроки из ошибок прошлого и это вселяет уверенность, что наше взаимодействие будет и далее плодотворно развиваться, станет основой процветания Белой Руси.
Спасибо за внимание.
[1] Преамбула, абзац четвёртый Закона Республики Беларусь от 17.12.1992 №2054-XII «О свободе совести и религиозных организациях» (Текст правового акта с изменениями и дополнениями на 1 января 2014 года). pravo.by.
[2] http://www.ctv.by/aleksandr-lukashenko-avtoritet-i-opyt-cerkvi-segodnya-vostrebovany-kak-nikogda.
[3] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с общественностью Московской области 12 октября 2010 г. http://www.patriarchia.ru/db/text/1304068.html
[4] Сноска В.А.Сухомлинский, Собрание сочинений. Т.5. с .
[5] Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы», Собрание сочинений, т.9 ч. I, кн. 3, с. 139. М. Государственное издательство художественной литературы, 1959 год.