Стало уже доброй традицией ежегодно проводить в Духовно-просветительском центре имени святителя Георгия (Конисского) Могилевской епархии Рождественские встречи. Не стал исключением и этот год. Нынешняя Рождественская встреча «Пока мы помним – мы живём» была посвящена Дню памяти воинов-интернационалистов – всем тем, кого уже нет с нами, а также всем тем, кто сумел пройти через горнило войны, выжить, вернуться и начать новую, мирную жизнь.
15 февраля неофициально именуют афганским днём. В этот день, на протяжении 30 лет после афганской войны, Православная Церковь совершает поминальные молитвы о православных христианах, которые, выполняя свой долг и будучи верными своей присяге, погибли либо на поле боя, либо умерли в мирное время. В храмах совершается молитва за православных христиан, которые не успели дожить, долюбить, насладиться своими детьми, насладиться своей любовью, порадовать своих родителей.
Организаторами встречи являлись Духовно-просветительский центр имени святителя Георгия (Конисского) Могилевской и Мстиславской епархии; Литературное объединение «Ветеран» Могилёвского горисполкома.
На этой встрече учащиеся Государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г. Могилева», Учреждения образования «Могилёвское государственное специальное профессионально-техническое училище закрытого типа деревообработки», воспитанники Военно-патриотического клуба «Пересвет» Могилевской епархии встретились с членами Могилевской областной организации общественного объединения «Белорусский Союз ветеранов войны в Афганистане».
Формат встречи «рядом, глаза-в глаза» позволил учащимся с трепетом рассмотреть боевые награды воинов-интернационалистов, увидеть их волнение, а порой и слезы «здесь и сейчас», а не где-то там – далеко на сцене или на экране телевизора. Встреча больше напоминала задушевную беседу о ребятах, которые оказались в нечеловеческих условиях, но с Божией помощью сберегли свою душу. В то время они были не на много старше ребят, присутствующих на встрече.
С первых минут встречи сформировалась атмосфера трепетного и вдумчивого осознания услышанного. Подростки с интересом слушали воспоминания людей, которые прошли Афганскую войну и стали прямыми свидетелями тех событий. А мне казалось, что воздух был насыщен страданиями и болью той войны. Я вдыхала этот запах боли и муки воспоминаний.
Время неумолимо отсчитывает секунды, часы, годы и десятилетия. Вот уже и 30 лет прошло с того дня, наши бойцы, возвращаясь домой, прошагали по знаменитому мосту через Аму-Дарью, разделявшему бывший СССР и Афганистан. Ровно 30 лет отделяет нас от того памятного дня, когда последний советский солдат покинул землю Афганистана, где 9 лет и 51 день исполняли интернациональный долг простые советские парни. У воинов-афганцев есть мечта – поставить два совершенно одинаковых памятника: Первому и Последнему погибшим в Афганской войне. Первый – это майор Бизюков, военный советник, убитый в марте 1979 года. Последний – младший сержант Ляхович Игорь из Донецка, который погиб 7 февраля 1989 года. И цифры на надгробьях «1» и «14453».
1979 год Организацией Объединённых Наций был определён как Всемирный год ребёнка. Материнские сердца теплились надеждой о счастье своих детей. Но для многих советских матерей этот год стал не просто испытанием, а своеобразной вехой, и прошла она через самое сердце, оставив кровоточащую рану.
12 декабря 1979 года руководством СССР было принято решение о вводе в Афганистан советских войск. И уже во вторник 25 декабря на Кабульском аэродроме высадились десантники 350-го гвардейского парашютно-десантного полка под командованием подполковника Георгия Шпака. Их самолет Ил-76 М под Кабулом столкнулся с горой, погибли 47 человек. Начался кровавый отсчет военной жатвы.
Ни одна газета не писала об этой войне. Но тысячи молодых парней оставили отчий дом, матерей, жен, детей, чтобы совершить воинский подвиг во имя Родины. Никто не знал, что их сын или муж идет на войну. Жизнь только начиналась. Были веселые проводы в армию: друзья, родные, песни, обещания дождаться. Не голосили на перронах матери, провожая своих детей на военную службу, на защиту Родины. Обнимали молодые жены, тянули ручки к уходящему отцу маленькие дети. Многих уже никогда не дождутся родные, а те, кто вернется, никогда не забудут тот ад, никогда не станут прежними.
Есть усталость металла, есть усталость и у души. Было заметно, как тяжело вспоминать о тех днях. Воины-афганцы рассказывали, как они прикрывали друг друга, как могли без питья и еды оказаться на грани жизни и смерти. Как, забыв о гражданской жизни, одели афганку, сели в самолет и, не укоряя судьбу, отправились навстречу смерти. И это вспоминалось без чувства восторга безмятежной гордости за себя, а с благодарностью тем, кто был рядом, кто помог выжить. Это были воспоминания-боль, воспоминания-трагедия.
«Все дальше уходит в историю эта война. Седина уже появилась на наших висках, а ведь когда-то мы такими же молодыми шли в бой, — обращаясь к учащимся, отметил ветеран боевых действий в Афганистане Ларкин В.И. — Берегите нашу Беларусь, синеокий край, чтобы на нашей земле никогда не было войны».
Мы знаем, что христианин – воин Христов. А воины, отдавшие жизнь за Отечество, названы Христом людьми, проявившими наивысший подвиг любви, т. к. души свои положили за друзей своих…
Мы обязаны помнить о тех наших современниках, прошедших огненные версты войны в мирное, казалось бы, время, которые живут среди нас сегодня, и о тех, кого нет. Беларусь помнит и чтит своих сыновей, погибших в мирное время. И в память о них, о тех, кого нет сегодня с нами, кто навечно остался молодым, были зажжены свечи, которые горели на протяжении всей встречи.
Тех, кто служил в Афганистане, мы узнаем не только по орденским нашивкам на штатской одежде. Мы узнаем их по спокойным и твёрдым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться. Те, кто вернулся, не просто живы и не просто всё помнят. Это зрелые люди, о подвиге которых мальчишкам и девчонкам напоминают их ордена и медали на парадах в День Победы и на вот таких встречах.
Их, участников той войны, сегодня называют «афганцами». Чужое, непривычное слово, как чёрная тень на судьбе земляков, оставленная войной в чужой стране с таким непривычным названием – Афганистан. Сотни кровавых дней связывают героический город Могилев с этой землей. Именно её полил кровью наш земляк Мельников Андрей, получивший посмертно звание Героя Советского Союза. Именно там осталась неприступная высота Героя-могилевчанина.
Память настигла его жену Олю и дочь Машу через многие годы. Последние мгновения жизни своего мужа и отца они увидели в фильме… Федора Бондарчука «Девятая рота».
Поженились они совсем молодыми: ей было 18 лет, а ему – 17. Семь месяцев было ребенку, когда Андрей, не воспользовавшийся отсрочкой, пошел служить. Для него это было делом чести.
В тот день Оле приснился страшный сон. А вечером к ней домой пришли трое: военком, его заместитель и человек из горисполкома. В 20 лет она стала вдовой. Сколько их было молодых вдов? Кто считал, кто подскажет….
Воин не выбирает войну и не объявляет её. Верный присяге и воинскому долгу, он выполняет приказ, отданный от имени народа и Родины. Это и есть мужество, доблесть, любовь и уважение к Отчеству. Наверное, не случайно Андрею, простому рядовому было доверено именное оружие – пулемет Героя Советского Союза И. Чмурова. В одном из писем, он просил не волноваться за него и обещал, что вернется обязательно героем. Он стал Героем этот простой мальчишка, тракторист, мужественный воин. Разве когда-нибудь смогут забыть ребята, что были с ним в том бою, как их, небольшую группу советских солдат, сорок минут обстреливали из реактивных установок, гранатометов, безоткатных орудий и минометов? А затем на штурм высоты пошли «Черные аисты» — спецназ боевиков, подготовленный американскими и пакистанскими инструкторами. И вот уже отбита и первая, и третья, и пятая атака остервенелых духов. Они были все ближе и ближе: 30 метров, 25, 20… «Москва, сдавайся!» – кричали духи, но в ответ звучала стрельба.
Даже получив ранение, он не сдался — не думая о боли, продолжал крушить врага, прикрывая огнем сослуживцев. Как жестоко и несправедливо: 12 часов длился бой, 12 атак отбили ребята, казалось, что бой закончился, в наступившей тишине, оглушенный грохотом боя, он не услышал зловещего свиста мины. Она разорвалась у самого окопа. Смертельный осколок, пробив комсомольский билет, фотографию жены и дочери, оборвал жизнь храброго воина. На сайте проекта «Герои страны» сказано, что когда с мёртвого героя сняли бронежилет, то не поверили, как он оставался живым столько времени. Судя по ранениям, Андрей должен был умереть ещё несколько часов назад. Пластины бронежилета были вдавлены в его тело от взрывных волн.
В этом бою погибли пять советских военнослужащих — Вячеслав Александров, Андрей Мельников, Андрей Федотов, Владимир Криштопенко и Анатолий Кузнецов. Шестой, Андрей Цветков, умер в госпитале спустя сутки. Почти три десятка десантников получили ранения, девять из них — тяжелые.
Сержант С. Борисов в книге «Афганский дневник» Ю. Лапшина писал, что после боя все деревья и камни были изрешечены, не видно живого места. В деревьях торчали хвостовики от «граников» (гранатомётов).
Заместитель председателя Могилевской областной организации Республиканского общественного объединения «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане», участник боевых действий, полковник в отставке Ванькович Валерий Францевич, рассказывая о подвиге Андрея Мельникова, напомнил, что около 3,5 тысяч уроженцев Могилевской области прошли через войну в Афганистане. Ванькович В.Ф. рассказал ребятам, что, стоя у обелисков земляков, которые канули в вечность, они вспоминают их молодыми… «У нас, у живых болят сердца за ребят, которые встретили свой последний рассвет на далекой афганской земле и даже не успели попрощаться со своими матерями и любимыми», – сказал Валерий Францевич.
Память о той страшной афганской войне кровоточащими ранами живет в душе каждого воина-интернационалиста. Казалось бы, за 30 лет, которые прошли со дня ее окончания, можно было все забыть или стереть из памяти навечно, но, вглядываясь в лица участников встречи, еще молодых мужчин, убеленных сединой, понимаешь: они не забудут это никогда. Ведь тогда многие из них лишились своих друзей, товарищей, боевых командиров, и сами вернулись домой не только с телесными, но и с душевными ранами.
Воин-интернационалист, председатель Белорусского общественного объединения ветеранов Октябрьского района г. Могилева П. П. Мудрогелов поделился с участниками встречи, что за 30 лет не было ни одного дня, чтобы воспоминания о той войне хоть ненадолго покинули бы его. Афганистан всё ещё болит в душе, жжёт сердце горькой памятью. Дни, политые кровью воинов-интернационалистов, навсегда останутся в истории его семьи траурной лентой с надписью «Афганистан». Предостережением для молодого поколения стали слова Мудрогелова П.П.: «О мире нужно думать до того, как прозвучит первый выстрел».
Женщина на войне! Какое трагическое словосочетание! Сейчас нет даже официальной цифры— сколько женщин несли службу в Афганистане. Женщины-«афганки» наравне с мужчинами подвергались всем опасностям пребывания в воюющей стране. Участие советских женщин в той войне особо не афишировалось. Да и сейчас, на многочисленных стелах и обелисках в честь воинов-афганцев изображены лишь суровые мужские лица.
Живет в нашем городе, ходит по его улицам душевная женщина, скромный работник библиотеки Нестеренко Алла Николаевна. И мало кто знает, как часто она вспоминает ту страшную войну! «Выполнение воинской присяги, взаимовыручка и армейская дисциплина помогли воинам, ежедневно смотревшим смерти в лицо, выдержать выпавшие на их долю испытания и вернуться домой», – поделилась Алла Николаевна.
Особо она подчеркнула, что каждый надеялся на помощь Божию. «Страшно ли было, Алла Николаевна?» – почти шепотом спросила я. «Самое страшное, – ответила Алла Николаевна, – было терять друзей или сопровождать скорбный груз «200» на Родину, смотреть на то, что молодые ребята остаются инвалидами: без рук, без ног, без глаз». «Война, вспыхнувшая почти 30 лет назад, продолжается и сегодня. В Афганистане, который называют «солнечным сплетением Евразии», по-прежнему неспокойно. Афганцы ностальгируют по «шурави», как они называли советских военнослужащих. Все-таки афганцы сейчас вспоминают нахождение советских войск в Афганистане как самое лучшее время за последние 30 лет. Американцы строят только временное жильё, а дома, построенные нами, до сих пор стоят – прочные, тёплые», – рассказала Алла Николаевна. «Война — это своего рода чистилище моральных и нравственных принципов, там трусам и подлецам не место. Мы всегда помогали во всем друг другу, ели, пили из одной чашки, все было честно и открыто. У каждой войны есть итог. Итог афганской войны — не только опаленные ее огнем погибшие и изувеченные. Это и суровый наказ всем живущим беречь мир! – отметила Алла Николаевна.
Нестеренко А.Н. призналась, что каждый раз, вспоминая Афганистан, она не может сдержать слезы. И каждый раз она думает о родителях погибших ребят и желает им здоровья и сил. Для того, чтобы они жили и рассказывали о своих сыновьях.
На той войне многие советские солдаты вроде бы были атеистами. Но только вначале – война быстро заставила поверить в ценности Небесные. Оказалось, и крестики у многих были, и иконочки Божией Матери, Николая Чудотворца, переписанный дрожащей материнской рукой девяностый псалом «Живый в помощи Вышняго», и ладанки.
В те времена не было православного воспитания, и о Боге тогда не говорили нам молодым, но там в Афганистане, находясь в критической ситуации, обращались к Богу», – поделилась Алла Николаевна.
Люди даже представить себе не могли, как в чужих горах ребята уходят в бой, из которого уже не вернутся. А они шли и, верные своему воинскому долгу, погибали, сохранив честь и мужское достоинство. Погибали на войне, зная, что на Родине мир. Что чувствовал и на что уповал молодой человек, окружённый со всех сторон надвигающейся смертью? В страданиях, ужасе и тяготах они обрели веру и сохранили её в далёкой чужой стране под названием Афганистан. Многие выжившие воины-афганцы вспоминают и сейчас помощь Божию в те грозные часы. Так, Виктор Чередниченко рассказывал, что в ночь с 10 на 11 мая 1986 года в Кабуле, в расположении 103-й дивизии ВДВ произошло явление Пресвятой Богородицы. Поверить в это было очень трудно. А через несколько часов в страшном бою старшина не просто выжил – он спас своих товарищей и стал единственным солдатом 103-й дивизии ВДВ, удостоенным высшей боевой награды Советского Союза – ордена Боевого Красного Знамени.
Писатель, редактор журнала «Град Духовный» С. Г. Галицкий вот уже в течение многих лет в рамках проекта «Они защищали Отечество» собирает рассказы и свидетельства участников афганской и кавказских военных кампаний. Уже вышли семь частей книги «Из смерти в жизнь…», в которых собраны достоверные свидетельства помощи Божией нашим воинам.
И совсем не случайно на памятниках воинам-интернационалистам в разных городах республики изображены иконы Божией Матери. Республиканский памятник воинам-интернационалистам в г. Минске сооружен по первоначальному облику храма святой преподобной Евфросинии Полоцкой. Перед храмом — валун с бронзовой иконой Божией Матери. Фигуры скорбящих матерей составляют основу мемориала. Не было такой матери, которая не молилась бы за своего ребенка! Поэтому одни держат в руках иконы, другие – портреты сыновей. Матери, стоящие впереди, держат в руках светильники, которые символизируют тепло и свет домашнего очага. Эти матери еще надеются на возвращение сыновей. А за ними –матери, потерявшие надежду, застывшие и окаменевшие от горя и перевоплотившиеся в Храм памяти, вознесшийся своим куполом в высокое небо. 771 имя погибшего воина-афганца начертано в 4 алтарях внутри памятника. Это белорусы, уроженцы республики и те, кто похоронены на белорусской земле. Здесь представлена вся Беларусь. Среди имен погибших – 4 женских имени: Наталии Бабич из Витебской обл., минчанки Светланы Бабук, Вали Лихтеевой из Лиозненского района и Галины Стрельчонок из г.п. Бегомля. А также два Героя Советского Союза: наш земляк, рядовой Андрей Мельников и командир саперного подразделения сержант из Пуховичского района Николай Чепик. А в каждом алтаре храма-памятника – иконы: «Мацi святая Беларусь», «Евфросиния Полоцкая – заступница белорусского народа», «Не рыдай мне, мати» и «Молитва 14 святых за Беларусь». Возле каждой фамилии родные и близкие погибших в подсвечник могут установить зажженную свечу. Библейскими сюжетами расписаны все внутренние стены. Здесь же изображены архангелы Михаил и Гавриил, считавшиеся покровителями белорусского воинства еще со времен Грюнвальдской битвы. В крест над храмом-памятником вставлен рубин, который символизирует кровь Христа и кровь павших воинов. В центре храма находится Святое место. Здесь, в белорусскую землю, заложена омытая кровью белорусских ребят афганская земля, а также земля, привезенная матерями с могил сыновей. Здесь же находится капсула со списками погибших и с обращением к потомкам. К пяти колоколам прикреплены металлические струны, гудящие на ветру. В «Святом месте» звонят колокола Памяти, звонят по душам погибших белорусских воинов всех времен. Это и своеобразный памятник тем «афганцам», которые погибли от физических и душевных ран уже после возвращения на Родину.
Созвучна с иконой «Мать Святая Беларусь» минского мемориала и могилевская часовня в честь воинов-интернационалистов. В подножье монумента указаны фамилии могилевчан, сложивших свои головы на афганской войне.
Молодожены считают хорошей традицией возложить цветы к этим памятникам…
«Матери и жены, дети и внуки никогда не забудут бойцов, которые не вернулись живыми. – Наш долг – помнить о тех, кто выполнял свой долг, также как их деды в годы Великой Отечественной войны, – подчеркнул военный летчик, полковник Белов А.Д.
Проводив на службу своих сыновей, тревожно было матерям… Сжимались в тоске их сердца, а их мальчишки в трудные минуты в свою очередь вспоминали каждый о своём доме, о своих матерях и родных, стараясь в своих коротких и нечастых письмах успокоить и вселить надежду на то, что всё будет хорошо. Нет ничего страшнее, чем пережить своего ребенка!
На долю Гранковой М.В., как и многих других матерей белорусской земли, выпало именно такое горе. Память — единственное, что сегодня осталось у матери, и стопка коротких писем от сына. Сколько бы ни прошло лет, сыновья останутся для них навечно молодыми. Участники встречи выразили слова благодарности, почтения и признательности Гранковой М.В., чей сын погиб в афганских горах. Прошли годы, а она и сейчас понимает, что даже если бы могла, все равно не удержала бы сына. Время было такое, когда их мальчишки считали своим мужским долгом идти служить, а если потребуется — и воевать. Так их воспитали. Для всех матерей, потерявших своих детей, потерявших своих сыновей, которые исполняли свой воинский, – нет срока давности. Они ждали и ждут их и сегодня. «Сына нет. Но он с нами. Для нас вечно живой, сыночек! Жизнь продолжается», – сказала мне Гранкова М.В. на прощание.
Особого преклонения заслуживают жены воинов-афганцев. Ничто не сравнимо с той непрекращающейся болью, которую они пережили с уходом мужей на войну. Ничем не оплатить страдания той жены, которая потеряла своего мужа. И ни с чем не сравнить ту радость, которую испытала жена, мать детей, увидев на пороге вернувшегося мужа.
Не смогла удержать слез Борисенко Т.К., заместитель директора Центра, рассказывая о том, как она, молодая жена, с маленьким ребенком на руках, провожала мужа на войну в мирное время. «Об одном мечтала– только бы вернулся, не важно, если инвалид, только был бы рядом!». О том, как считала каждый день разлуки. Прошли годы, но и сейчас они с мужем перечитывают письма, которые ежедневно посылали друг другу.
Воин-интернационалист Бенза И.П. счастливо вернулся домой с войны, не пополнив печальную статистику пропавших без вести, ставших инвалидами или погибших. Вместе с ним мы пролистали страницы его армейской памяти. Возвращение на Родину стало настоящим праздником. В свежевыстиранном обмундировании, с подшитыми подворотничками, развернутыми полотнищами, на которых были написаны наименования подразделений, наши воины эффектно смотрелись при пересечении границы. На бортах боевых машин были надписи: «Я вернулся, мама!» На всех направлениях были развернуты пункты санитарной обработки, все с удовольствием помылись после дороги, продезинфицировали обмундирование, привели в порядок боевую технику и вооружение.
Когда он, израненный душой, увидел улицы родного города, ему казалось, что он не такой как все. Застеснялся в первые минуты молодой воин и своего сильного, неровного загара. На фоне спешащих могилевчан он казался обожженным безжалостным афганским солнцем. «На войне меня часто спасало то, что в гражданской жизни я активно занимался спортом, – обращаясь к ребятам, поведал Бенза И.П. – К счастью, наши ребята, служащие в армии, не участвуют ни в каких интернациональных войнах, не бывают в «горячих точках». «Пусть современные молодые люди никогда не узнают, что такое война», – пожелал он.
Говорят, время залечивает раны, но без прошлого нет настоящего, и не может быть будущего. Ведь пока мы помним – мы живём. Память о тех событиях увековечена не только в обелисках и памятниках, но она живёт в наших сердцах и в таких вот встречах молодёжи с ветеранами. Нынешнее поколение достойно воинской доблести и веры своих отцов. Нынешнее поколение учится быть настоящими воинами за Родину, за православную веру.
В 2000 году по благословению архиепископа Могилевского и Мстиславского Максима был создан Могилевский православный военно-патриотический клуб «Пересвет». Его основатель и руководитель батюшка Сергей Лобода – настоятель Крестовоздвиженской церкви, благочинный г. Могилева, целенаправленно воспитывает патриотов своей Родины, подготавливает ребят к службе в армии, способствует физическому развитию подростков. Ребята занимаются армейским рукопашным боем, занятия охватывают все доступные направления военной подготовки: пейнтбол, спортивный альпинизм, прохождение военизированных полос препятствий, работу с учебным оружием. Также программа занятий содержит просмотр фильмов военно-патриотического содержания, фильмов по утверждению здорового образа жизни и духовно-нравственной тематики.
Одним словом, работа по военно-патриотическому воспитанию строится таким образом, чтобы каждый будущий воин понимал: «Победи самого себя – и с Богом будешь непобедим!»
В своем выступлении батюшка подчеркнул, что долг «пересветовца» — хранить воинское братство. Это будет нашей памятью всем, кто не вернулся с поля боя.
О. Сергий обратил внимание, что вывод войск из Афганистана состоялся в день празднования Сретения Господня, праздника, в котором отмечается таинственность встречи человека и Бога. Он пожелал Божией помощи и многая лета всем присутствующим, всем участникам войны в Афганистане, которые в тревожных снах снова и снова погибают в горных ущельях, вдовам, которые так и не дождались своих любимых, помощи Всевышнего престарелым родителям, потерявшим своих сыновей. Пожелал до последней крупицы избавиться от всего того плохого, черствого, что война смогла сформировать в душах воина. Почившим О. Сергий пожелал Царствия Божия и Вечную Память.
Участников встречи порадовала своим творчеством могилевская поэтесса, автор-исполнитель Шевцова Т.Н. А ведущим встречи был её сын, Шевцов В., учащийся учреждения образования «Могилевский колледж искусств». Душевно и трогательно звучали в исполнении матери и сына песни «Ветеран», «Молись» и другие.
Участники встречи отметили мужество ветеранов афганской войны, прошедших тяжелое испытание боевыми действиями на чужой территории. Они смогли победить врага, смогли победить себя после той войны, а это сложнее всего, это совесть человека, его психика, сознание, язык. Подобные встречи помогают пополнить духовные ресурсы, которые не дают рубцеваться кровоточащей ране, а помогают ей рассосаться, чтобы не было рубцов в душе. Общение участников военных сражений с подрастающем поколением дает им возможность осмыслить законы вечности, понять сущность добра и зла.
А это и есть настоящая победа – это победа души и духа.
Сегодня ветераны-афганцы стали достойными приемниками славных боевых традиций ветеранов Великой Отечественной войны, которых, к сожалению, с каждым годом становится все меньше. Они активно принимают участие в общественной жизни города, на собственном примере воспитывая молодое поколение.
Память тех, кто шагнул в бессмертие, почтили «минутой молчания».
Для гостей Духовно-просветительского центра была проведена экскурсия по церковно-археологическому кабинету. Все было им интересно, но надолго задержались возле небольшой экспозиции афганских фотографий. В руках стрелковое оружие, а на заднем фоне не привычные белорусские пейзажи, а бескрайние просторы из горных массивов и песка. Мгновения, детали, запечатленные на фотоснимке, могут быть известны только свидетелям, рассказывают о войне без идеологической установки, их авторы не военные корреспонденты. Эти фотографии сделаны простым советским солдатом, скорее всего одним из простейших фотоаппаратов «Смена-8М». На черно-белых снимках мы не увидим моменты боя, взрывов снарядов. Но в глазах солдат плещется ужас и безмерная усталость. Давно уже разошлись все участники встречи, а полковник Белов А.Д. долго еще рассматривал фотографии, рассказывал о знакомых местах, вспоминал, вспоминал….
Такие фотографии еще 30 лет назад были под запретом. Сегодня эти снимки, сделанные участниками афганской войны, доступны посетителям церковно-археологического кабинета.
Закончилась встреча, подведены итоги. Но ребята не спешат уходить. Обступив меня, они делились, что, слушая участников кровавых сражений, как будто сами прорывались с боями через горные перевалы Афганистана, смотрели через иллюминаторы летящих на высоте трёх метров вертолётов на землю, держали на руках умирающего друга и скрипели зубами от бессилия, собирали по кусочкам человека, видели, как истекает кровью парень, у которого перебило артерию на бедре, представляли, как пуля разрывает человека в клочья, а заряд испепеляет все вокруг. Многие задавали вопросы о том, как записаться в клуб «Пересвет».
«То, что я увидела и услышала, для меня было сверх моего сознания. Теперь, именно с этой встречи, когда я услышу слово «Афганистан», мое сердце будет наполняться острой и осознанной болью!»– прощаясь, сказала школьница.
Равнодушных не было.
Изменилась страна, новые проблемы отодвигают на задний план недавние трагические события. Но наша память, боль утрат, неизбывное горе тысяч семей, потерявших своих близких, неоплаченный долг перед павшими не дают нам права на забвение. Каждый, кому выпало страшное афганское испытание, заслуживает особого внимания, низкого поклона, за ту войну, правда о которой постепенно осмысливается только сейчас. Ведь они вскоре останутся единственными наследниками боевой славы нашей страны, потому что последние ветераны Великой Отечественной войны неумолимо уходят из жизни.
Рябова Лариса Алексеевна, заведующая кабинетом по взаимодействию с учреждениями образования
Духовно-просветительского центра имени святителя Георгия (Конисского) Могилевской епархии.
oroik.by