Пояснения Патриаршей комиссии по вопросам семьи в связи с обсуждением вопросов т.н. «сексуального образования» молодежи

В последнее время Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства получает обращения с просьбой разъяснить свое отношение к обсуждаемой в СМИ теме т.н. «сексуального просвещения» молодежи. В связи с этим Комиссия предлагает следующие пояснения:

  1. Активное обсуждение вопроса о «сексуальном просвещении» в СМИ связано не с реальным интересом к нему со стороны самой российской общественности, а с недавней публикацией Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) результатов соответствующего тематического социологического опроса[1]. При этом многие публикации в СМИ представляют опубликованную ВЦИОМ информацию в явно искаженном виде. Они утверждают даже, что российские родители якобы поддерживают введение программ «сексуального образования» в школах.

Между тем, сами результаты опроса явно и недвусмысленно показывают прямо противоположное: уровень поддержки введения таких программ в школах со стороны общества неуклонно снижается (с 46% респондентов в 1989 г. до 30% – менее трети – в 2018 г.).  При этом все большая часть общества считает наиболее приемлемым каналом получения детьми информации по вопросам интимной стороны человеческих отношений их беседы с родителями (с 19% респондентов в 1989 г. до 47% в 2018 г.). 

Уместно задаться вопросом о том, почему эта информация столь широко подается публике в искаженном виде с целью создать ложное впечатление о существовании запроса на введение специальных программ «сексуального образования» детей со стороны родительской общественности.

  1. Необходимо учитывать, что обсуждение темы «сексуального образования» детей и молодежи в публичном пространстве нашей страны никогда не было ответом на потребности самого нашего общества. Всякий раз это обсуждение возобновляется в результате новых всплесков активности различных международных структур, направленной на насаждение «сексуального образования» в разных странах мира, включая Россию. Нынешняя ситуация отнюдь не является исключением.

В этом году специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО опубликовало новую, пересмотренную редакцию своего «Международного технического руководства по половому просвещению»[2]. Вскоре после этого, в рамках проходящего при поддержке Правительства РФ форума «Московский международный салон образования», состоялась дискуссия «Экосистема сексуального образования». Это мероприятие было целиком посвящено упомянутому документу, а официальные представители ЮНЕСКО выступили на нем в качестве основных спикеров[3]. В ходе подобных мероприятий введение «сексуального образования» неизменно (и без всяких к тому реальных оснований) представляется как «обязательство», якобы имеющееся у государств. 

Именно на этом фоне было искусственно возобновлено обсуждение темы возможности введения «сексуального образования» в школах и других образовательных организациях России. Это не оставляет сомнений в том, какие именно «стандарты» сторонники такого шага стремятся увидеть реализованными в нашей системе образования.

  1. В этой связи стоит обратить внимание на тот опасный характер, который имеют программы и стандарты так называемого «всеобъемлющего сексуального образования» (англ. “Comprexensive sexuality education”), активно навязываемые разным странам мира, включая Россию, представителями многих международных организаций и бюрократических органов межгосударственных структур.  

Авторы соответствующих международных документов всегда заявляют, что предлагаемые ими подходы являются объективными и научно обоснованными (на обложке новой редакции «Международного технического руководства» ЮНЕСКО прямо декларировано, что оно «составлено на основе фактов и научных данных»). Между тем, подобные утверждения не имеют под собой никаких оснований.  Анализ этих документов показывает, что они имеют радикальный пропагандистский характер, будучи основаны не на реальных научных данных, а на сомнительной идеологии.

В этом нетрудно убедиться любому непредвзятому специалисту, самостоятельно изучив уже упомянутое «Международное техническое руководство», опубликованное ЮНЕСКО. «Руководство» предлагает обучать детей сексуальности, начиная с пятилетнего возраста, оговаривая возможность и более раннего начала «сексуального образования». Не имея возможности приводить здесь полный анализ этого «Руководства», обратим внимание лишь на некоторые факты. Документ активно использует такие пропагандистские понятия-ярлыки, как «гетеронормативность», «гомофобия», «гендерная нонконформность» и т.д. С раннего возраста детей предлагается учить «проявлять уважение к различным видам семьи», включая «нетрадиционные» семьи (с. 41), демонстрировать «уважение к различным практикам, связанным с сексуальностью» (с. 53). С 5 лет детей предполагается обучать тому, что «гендер и гендерные нормы» являются «социальной конструкцией» (с. 55-56), причем в 9-12 лет дети уже должны уметь «объяснить, что гендерная идентичность может не соответствовать биологическому полу человека» (с. 55) и т.п.  

Аналогичные установки содержатся и в «Стандартах сексуального образования в Европе»[4], опубликованных при участии Европейского регионального бюро ВОЗ, на которые также ссылается «Международное техническое руководство» ЮНЕСКО, с той разницей, что обучение детей сексуальности этот документ предлагает начинать с момента рождения ребенка.

Именно эти документы и созданные на основе их программы лоббисты «сексуального образования» активно пропагандируют в качестве якобы «научно обоснованных» и предполагают положить в основу преподавания вопросов сексуальности в школах.  Качество, направленность и характер такого «образования» не могут вызывать никаких сомнений.

Можно ответственно заявить, что подобное «образование», замаскированное под обучение подрастающего поколения, предупреждение опасного поведения и профилактику различных заболеваний, в реальности является откровенным развращением детей и молодежи.

Особо необходимо отметить, что международные структуры, поддерживающие подобные подходы к обучению и требующие внедрения такого рода программ «сексуального образования» в школах разных стран, открыто настаивают на том, что соответствующая информация должна быть доступна несовершеннолетним детям без ведома родителей и независимо от их согласия[5]. Разумеется, такая позиция лишена каких-либо правовых и нравственных оснований.

На практике программы «сексуального образования», опирающиеся на такие подходы, ведут к ранней сексуализации детей, подрывают авторитет семьи и родителей, фактически пропагандируют сексуальную свободу и опасное для здоровья рискованное сексуальное поведение, формируют у детей ложные представления о человеческой природе и правах личности.  Они не только искусственно насаждают среди детей лишенную реальных оснований радикальную идеологию, разрушительную для общества, но и подвергают их самих духовной, нравственной и физической опасности. Программы «сексуального образования» целенаправленно уничтожают невинность детей и ставят под угрозу их целомудрие, разрушительно влияя тем самым на все общество.

Не случайно еще в 2010 году, говоря о первой редакции «Международного технического руководства» ЮНЕСКО в ходе 65-й Генеральной Ассамблеи ООН, Российская Федерация заявила, что «осуществление различных положений и рекомендаций» этого документа «приведет к уголовному преследованию за такие преступные посягательства, как развращение молодежи»[6]. Эти слова, абсолютно справедливые уже на тот момент, еще более уместны в нынешней ситуации.

  1. Отношение Церкви к подобным явлениям хорошо известно. Оно, в частности, отражено в «Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви», где отмечается (X.5):

«Добродетель целомудрия, проповедуемая Церковью, является основой внутреннего единства человеческой личности, которая должна пребывать в состоянии согласия душевных и телесных сил. Блуд неизбежно разрушает гармонию и целостность жизни человека, нанося тяжкий урон его духовному здоровью. Распутство притупляет духовное зрение и ожесточает сердце, делая его неспособным к истинной любви. Счастье полнокровной семейной жизни становится недоступным для блудника. Таким образом, грех против целомудрия влечет за собой и негативные социальные последствия.  <…>

Пропаганда порока наносит особенный вред неутвержденным душам детей и юношества. В книгах, кинофильмах и другой видеопродукции, в средствах массовой информации, а также в некоторых образовательных программах подросткам зачастую внушают такое представление о половых отношениях, которое крайне унизительно для человеческого достоинства, поскольку в нем нет места для понятий целомудрия, супружеской верности и самоотверженной любви. Интимные отношения мужчины и женщины не только обнажаются и выставляются напоказ, оскорбляя естественное чувство стыдливости, но и представляются как акт чисто телесного удовлетворения, не связанного с глубокой внутренней общностью и какими-либо нравственными обязательствами. Церковь призывает верующих в сотрудничестве со всеми нравственно здоровыми силами бороться с распространением этого диавольского соблазна, который, способствуя разрушению семьи, подрывает основы общества. <…>

Понимая, что школа, наряду с семьей, должна предоставлять детям и подросткам знания об отношениях полов и о телесной природе человека, Церковь не может поддержать тех программ «полового просвещения», которые признают нормой добрачные связи, а тем более различные извращения. Совершенно неприемлемо навязывание таких программ учащимся. Школа призвана противостоять пороку, разрушающему целостность личности, воспитывать целомудрие, готовить юношество к созданию крепкой семьи, основанной на верности и чистоте».

Обсуждаемые программы т.н. «сексуального образования» и сам подход, лежащий в их основе, очевидным образом радикально противоречит этой позиции Церкви.

Школы и другие образовательные организации – не место для открытого обсуждения сокровенной, интимной стороны человеческой жизни.  Лишь родители ребенка вправе, действуя осмотрительно и благоразумно, решать, когда и в какой форме его можно познакомить с этой стороной человеческого существования. Попытки же дать ребенку информацию такого рода без ведома и одобрения его родителей всегда будут оставаться нравственным преступлением.

Поэтому следует считать недопустимым так называемое «сексуальное образование» в школе, за пределами тех основ научных знаний о репродуктивной системе человека, которые традиционно преподавались и преподаются в школьном курсе биологии.  

Те знания об отношениях полов, которые уместно давать детям и подросткам в рамках школьного образования, не могут и не должны касаться сферы сокровенной интимной жизни. Вместо этого особое внимание должно уделяться укреплению уважения учеников к таким традиционным семейным и нравственным ценностям, как прочный брачный союз, многопоколенная и многодетная полная семья, взаимная забота членов семьи друг о друге, признание прав родителей, уважение к их власти и авторитету в семье, почтительное отношение к старшим поколениям. В детских образовательных организациях необходимо обеспечить полное соблюдение прав родителей, создавать атмосферу всеобщего глубокого уважения к семье, родителям, их правам и авторитету. Образование, получаемое детьми в школе, не должно вступать в противоречие с религиозными и нравственными убеждениями их семьи.

Уместными могут быть лишь учебные программы, учитывающие все сказанное выше, и имеющие целью подготовку молодёжи к созданию семьи и семейным отношениям на основе традиционных семейных, нравственных и духовных ценностей. Иными словами, школа должна помочь детям научиться жить нравственно, стать в будущем любящими и заботливыми супругами и родителями, дорожащими семьей как одной из основ человеческого бытия.

В связи с этим как многие представители Русской Православной Церкви, так и общественные организации, защищающие семью и права родителей, неоднократно выступали с призывом рассмотреть возможность введения законодательного запрета на осуществление сексуального просвещения детей в системе образования, исключив возможность введения в России программ т.н. «всеобъемлющего сексуального образования/воспитания» которые не только представляют опасность для здоровья и развития детей и подростков, но и вступают в серьезное противоречие с традиционными семейными и нравственными ценностями народов России.

[1] https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9427

[2] http://unesdoc.unesco.org/images/0026/002607/260770R.pdf

[3] http://2018.mmco-expo.ru/program/s/77186/?lang=ru

[4] https://www.bzga-whocc.de/fileadmin/user_upload/Dokumente/WHO_BZgA_Standards_russisch.pdf

[5] Подробнее об этом см. раздел 4 d (с. 26-33) доклада АЦ «Семейная Политика.РФ» Ultra Vires –Неправомочные действия Комитета ООН по правам ребенка: http://www.familypolicy.ru/rep/int-14-055.pdf

[6] A/C.3/65/SR.29, п. 23 – http://undocs.org/ru/A/C.3/65/SR.29

По материалам сайта Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства pk-semya.ru