Проект «Преображение»: из опыта работы средней школы № 10 г. Витебска

Выступление директора ГУО «Средняя школа № 10 г. Витебска» Кораневской Ольги Петровны на республиканском семинаре-практикуме «Нормативно-правовые и организационно-методические вопросы работы летнего оздоровительного лагеря на православных традициях», состоявшемся 15-16 июня 2017 года.

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 10 г. Витебска» уже более 10 лет является республиканской инновационной площадкой по организационно-методическому обеспечению программы духовно-нравственного воспитания учащихся на православных традициях белорусского народа.

По своей проблематике инновационный проект является одним из первых в стране и ставит своей целью воспитание целостной, интеллектуально развитой, духовно зрелой личности, воспитанной на православных традициях белорусского народа. Основополагающим принципом этого проекта является право родителей (законных представителей) на воспитание детей в соответствии со своими убеждениями и семейными традициями.

Инновационный проект решает задачу создания системы духовно-нравственного воспитания в процессе работы с учащимися, родителями, педагогическими работниками, в сотрудничестве с Витебской епархией Белорусской Православной Церкви.

За 14 лет существования инновационной площадки в учреждении образования «Средняя школа № 10 г. Витебска» выстроена целостная система работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся, представленная школьным проектом «Преображение». Выбор названия проекта не случаен, ведь в течение нескольких веков на территории школы находилась Спасо-Преображенская церковь. Само значение слова «преображение» Большой толковый словарь русского языка В.И. Даля раскрывает как «состояние изменения в лучшую сторону». Православный праздник Преображение Господне – изменение вида Своего Спасителем на горе Фавор. А для каждого христианина Преображение Господне – это восхождение на высокую гору духовной жизни, стремление души к Богу, стремление к преображению собственных мыслей, чувств.

Целью школьного проекта «Преображение» является создание системы духовно-нравственного воспитания учащихся, ориентированной на становление и развитие их личностей. Её достижение становится возможным через:

формирование основ духовности и нравственности личности на фундаменте традиционных православных ценностей и глубокого уважения к национальному наследию – традициям, культуре белорусского народа;

воспитание активной жизненной позиции;

формирование образа жизни, отношений к себе, своей семье, окружающим, Отчизне, регулируемых системой нравственных и духовных ценностей традиционных для нашего народа;

формирование основ здорового образа жизни – понимания того, что жизнь и здоровье каждого человека – замечательный дар Божий, который надо учиться беречь; 

ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Данная работа осуществляется на принципах: духовности, гуманизма, природосообразности, культуросообразности, системности, диалогичности, успешности.

Реализация проекта включает в себя 3 ступени. На каждой из ступеней работа строится по трём направлениям, связанным между собой логикой формирования черт характера, которые помогут воспитать достойных граждан нашей страны: «Ученье – свет, а неученье – тьма» (учебная деятельность), «Дорога к храму» (внеклассная деятельность), «Не нужен и клад, коли в семье лад» (работа с семьёй). Каждая новая ступень – это движение по сходным структурным направлениям, но на новом тематическом уровне (по принципу спирали).

На 1-ой ступени (1 – 4 классы) – «Преображение мысли» – закладываются основы духовно-нравственной культуры учащихся, формируется культура отношения к себе, к своей семье, окружающим людям, природе и государству на основе традиционных православных ценностей, которые стали национальными чертами характера белорусского народа.

На 2-ой ступени (5 – 9 классы) – «Преображение чувств», на базе уже полученных знаний, идёт углубление представлений учащихся о Священном Писании, как источнике нравственных законов и норм жизни людей, развитие самооценки и самосознания в соответствии с этими нравственными нормами, в сравнении с жизнью и поступками святых, воспитывается стремление к духовному самосовершенствованию.

На 3-ей ступени (10 – 11 классы) – «Преображение жизни» – пред-полагается развитие качеств, которые уже сформированы, создается мировоззренческая позиция (формирование образа мира, общества, себя) на основе знания фундаментальных законов бытия, христианских заповедей, нравственных законов и норм, формируется устойчивое отрицательное отношение к порокам и зависимостям, к безнравственному поведению. Продолжается развитие представления о Беларуси, как Богом данном Отечестве, формируется интерес к современной жизни Православной Церкви и её истории.

Сегодня я хочу рассказать о нашей внеклассной деятельности, стержневой основой которой является проектная деятельность, чаще всего – творческие и исследовательские проекты: «Что значит Родина моя?», «Война в судьбе моей семьи», «В будущее – с добротой в сердце», «Православная неделя», «Свет Рождества», «Пасхальный фестиваль».

В каждом мини-проекте предусмотрена дифференциация уровней сложности, что позволяет успешно участвовать в нем как малышам, так и старшеклассникам. Учащиеся с удовольствием откликаются на активные формы деятельности (акции, презентации, выставки, экскурсии, исследования). Не остаются в стороне и родители, которые помогают подобрать необходимую информацию, участвуют в защите проектов.

Опыт показывает, что одним из эффективных средств воспитания является игровая форма деятельности. Подтверждением этому является дружина православных следопытов, созданная на базе нашей школы. Руководит дружиной взрослый лидер – иерей Александр (Коляда).

Православные следопыты – это общественная организация, объединяющая детей и взрослых, стремящихся сделать жизнь насыщенной и полезной. Здесь не только учатся ходить в походы и жить под открытым небом, здесь учатся развиваться духовно, физически и интеллектуально, учатся настоящей дружбе, учатся быть достойными наследниками своего Отечества.

Все стороны деятельности cледопытов согласуются с нравственными устоями православного христианина. Работу дружины можно разделить по направлениям: православное образование, краеведение и патриотическое воспитание, социализация, социальное служение. Данным направлениям соответствуют определённые формы деятельности: занятия по специальностям, творческая работа, краеведческие экспедиции, паломничества, следопытские сборы, походы и лагеря.

Иерей Александр (Коляда), работающий с нами, консультирует по вопросам духовно-нравственных традиций, дает рекомендации при разработке методических материалов (воспитательных планов, сценариев и др.), принимает участие в различных воспитательных мероприятиях, в заседаниях совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений, педагогических советах, общешкольных и классных родительских собраниях, заседаниях круглых столов «Молодежь выбирает жизнь» и «Семья, которая меня хранит».

Каждое лето в школе работает православный лагерь «Следопыты», организованный совместно с приходом храма преподобного Антония Римлянина. Работа в лагере выстраивается соответственно тематике смены и направлена на оказание реальной помощи следопытам при выполнении полученных ими заданий в начале смены. Так, в 2015 году, в начале лагерной смены «Ты вечно юн и вечно молод! И твой и мой – наш древний город!», следопыты получили задания: собрать необходимые материалы о духовных и архитектурных ценностях города Витебска, а также разработать свой маршрут игры-путешествия «Вечная летопись» и провести игру.

Краеведческая находка одной из летних лагерных смен – уникальный документ, свидетельствующий о том, что на территории средней школы №10 когда-то находилась Спасо – Преображенская церковь, послужила основой для научно-исследовательской работы «Дорога к храму. История одной фотографии», которая отмечена дипломом II степени на II Витебских Кирилло-Мефодиевских юношеских образовательных чтениях, а на областном конкурсе методических материалов «Православное краеведение» отмечена дипломом I степени. Краткая версия работы опубликована в сборнике исследовательских работ «Эврика» ВГУ им. П. М. Машерова.

Работа в пришкольном лагере ежегодно вносит изменения и дополнения. Так, в 2016 году, руководству школы стало ясно, что старшим воспитанникам в лагере недостаточно лишь своего активного отдыха и помощи воспитателям в проведении мероприятий для учащихся 1-4 классов. Поэтому специально для старшеклассников под руководством учителей филологов в течение всей смены работал пресс-центр «Порадуем перо», который отражал интересные моменты из жизни лагеря. Проба в прошлом году удалась, и эту работу мы обязательно продолжим. Неоценимую работу в лагере, как и в течение всего учебного года, проводит о. Александр (Коляда): ежедневные встречи, беседы, видеолектории. Он также является руководителем всех паломнических походов и краеведческих экспедиций.

Итак, тематическая смена лета – 2016 называлась «Дорогами добра». Каждая неделя имела свою тематику: «Солнце в ладошках и радость в глазах, «Посмотри, как он хорош – край, в котором ты живёшь, «Пусть будет ясным небо над землёй!». Все дни смены – тематические: «Послание добра», «Наш мир – добрый», «Твори добро!», «День открытых сердец», «В каждом человеке – солнце», «Край родной, навек любимый», «Моя малая Родина», «Дорога к храму», «Пусть будет ясным небо над землёй» и другие.

Я перечислю только некоторые мероприятия, ставшие для нас традиционными:

  1. Уроки нравственности: просмотр кинофильмов, музыкальная гос-тиная; «Отрава греховная: табак, алкоголь, токсикомания» (круг-лый стол с участием врача и священника);
  2. Час общения: «Служение Богу и Отечеству: святая преподобная Евфросиния Полоцкая»;
  3. «Православный месяцеслов»: «Праздник Вознесения Господня» (посещение храма), «Праздник Святой Троицы», «День Святого Духа»;
  4. Видеолекторий «Доброе слово священника»: «Человек и его поступки», «Человек и искушения современного мира. Грех сквернословия», «Защита Отечества – святой долг», «Пусть будет ясным небо над землёй»;
  5. Минутка здоровья: «Твой режим дня», «Зелёная аптека», «Витамины, их польза», «Правильное питание – залог здоровья»;
  6. Психологические занятия и тренинги: Игра-знакомство «Расскажи нам о себе»; Школа полезных наук: «Азбука общения»; «Давайте говорить друг другу комплименты» – тренинг (коррекция агрессивного поведения); «Мечты сбываются» – тренинг (психология успеха); «Свобода выбора» (ролевая игра); Откровенный разговор «Расскажи мне обо мне»;
  7. Акции: «Добрые слова», «Разведка добрых дел», «Пожелание добра»;
  8. Школа следопыта: вязание узлов, «веревочный городок» (на территории школы), «полезные мелочи» настоящих туристов, «Советы идущему в лес»; Помоги себе сам»: оказание первой медицинской помощи и поведение в экстремальных ситуациях»; «Зелёная аптечка: первая помощь при укусах насекомых»;
  9. Игровые программы: игра по станциям «Солнце в ладошках и радость в глазах», «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть», «Поляна весёлых затей», игра-путешествие «Мы по городу идём» , коллаж из детских рисунков «Любимый город».
  10. Творческие занятия: Мастер-класс по флористике «Цветы добра»; «Творческая мастерская «Оригами»; «Души прекрасные порывы», «Учимся мыслить логически»;

11.Чудесный мир книг: «О добре и зле». Посещение библиотеки при духовной семинарии;

  1. Всеми любимые походы и экспедиции: Поисковая экспедиция «Забытые православные святыни» (Свято-Георгиевская церковь);

краеведческая экспедиция «Святой источник» (поход на Юрьеву гор-ку, операция по благоустройству территории).

Проекты «Монастыри Витебска», «Святые источники» (посещение Свято-Троицкого Маркова монастыря и источника святой мученицы Параскевы Пятницы), операция «Цветы добра» (трудовое послушание на территории монастыря), посещение Свято-Духова монастыря;

Поисковая экспедиция: «Любимый город» (мемориальные доски, памятные знаки, памятники, имена в названиях улиц микрорайона. Составление карты памятников);

Комбинированная туристская эстафета «Лесные старты»;

Квест «Партизанская тропа» (в музей М.Ф. Шмырева);

Поход по местам боевой славы в д. Вороны (старший отряд);

Операция «Живи, родник!».

И еще многое-многое другое.

Летом 2017 года наш пришкольный лагерь будет работать в другие, не- привычные для нас сроки – с 28 июля по 18 августа. Поэтому пе-дагогические работники готовят разработки новых мероприятий, со-ответствующих датам календаря. Тематическая смена 2017 года – «Что значит Родина моя!». И начнется она с тематического «Дня открытых сердец» и встречи со священником на тему: «Мы и мир вокруг нас» и с беседы «Почему люди любят свою Родину?».

Для осуществления всех воспитательных мероприятий плана лагеря мы всех воспитанников, 25 человек, делим на 2 отряда: 15 (младшие) и 10 (старшие). В каждом отряде не менее 2-х воспитателей, а во время акций, походов, экспедиций с отрядами выходят все работники лагеря. Это – дополнительный контроль за безопасностью ребят, сплочение коллектива не только ученического и педагогического, но и общего коллектива лагеря. Учителя работают в лагере с удовольствием: много узнают нового, общаясь с о. Александром, а также при посещении храмов и монастырей. Заканчиваются смены всегда часом общения «Прощальный Огонек», где подводятся итоги лагеря, просматриваются фотографии, вспоминают курьезные моменты походов, а также намечаются мероприятия на следующий год.

Закончить свое выступления я хочу притчей:

Одна женщина пришла со своим маленьким сыном к старцу.

– На моем маленьком сыне порча, – сказала она. – Он ест финики с утра до вечера. Только сладкие финики, и ничего другого. Что мне делать?

Старец посмотрел на мальчика и сказал:

– Добрая женщина, возвращайся с сынишкой домой. А завтра в это же время приходи ко мне опять, я постараюсь помочь тебе.

На следующий день старец посадил мальчика к себе на колени, взял у него из руки финик и сказал:

– Сын мой, пойми о том, что на свете есть и другие вкусные вещи.

Он благословил мальчика и отпустил к матери.

Озадаченная мать его спросила:

– Но почем ты не сказал этого вчера? Зачем нам надо было еще раз пускаться в такой далекий путь?

– Добрая женщина, – ответил старец. – Вчера я не мог убедительно сказать твоему сыну то, что сказал сегодня. Потому что вчера я и сам с наслаждением ел финики.

Смысл этой притчи прост: начни с себя. Любые советы и поучения обретают силу тогда, когда они подтверждаются собственной жизнью.

Дай Бог каждому из нас внести свою лепту в это самое важное и очень нужное дело – воспитание будущего поколения.

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви