Психология в пространстве духовного образования

22 марта 2021 года Российский православный университет св. Иоанна Богослова совместно со Сретенской духовной семинарией провели конференцию, посвященную роли психологии в современном духовном образовании и подготовке будущих священников.

Работу форума возглавил председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.

Во вступительном слове протоиерей Максим указал на важность в священническом служении практических психологических навыков: «Пастырь должен уметь осуществлять коммуникацию с человеком с учетом его личности. И чтобы не навредить, и чтобы время священника и человека уходило не на пустое, а на реальную помощь».

С первым докладом на тему «Психология в пространстве образования» выступил доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Виктор Иванович Слободчиков. Докладчик разметил понятийный круг предстоящей дискуссии. В его понимании православная психология есть «психология пути — то есть учение о личности человека становящегося, падающего и спасающего. Это психологическое знание не о человеке, но для человека».

Какая именно психология нужна священнику? Ответ на этот вопрос постаралась сформулировать доктор психологических наук, профессор СПбДА Лариса Филипповна Шеховцова. Она убеждена, что пастырям полезны и необходимы в первую очередь прикладные психологические знания: психология общения, возрастная, педагогическая, семейная, социальная психология.

«Цель психотерапии — исцеление души, а цель религии — спасение души, — подчеркнула Лариса Филипповна. — Поэтому идеальный вариант — это сотрудничество пастыря с приходским психологом, когда каждый из них занимается своим делом».

К осторожному отношению к психологии призывал епископ Каменский и Камышловский Мефодий. Он усомнился в существовании психологических практик, в основе которых лежала бы православная антропология. Владыка указал на противоречие двух подходов к человеку: «Психология только объясняет душевные состояния человека, тогда как православная аскетика стремится изменить человека, помогает ему контролировать свои состояния. Во-первых, это самоконтроль мыслей, чувств, слов, действий — одним словом, пост. Во-вторых, это контроль со стороны Бога через молитву и таинства».

В чрезмерном увлечении психологией, по мнению владыки Мефодия, лежит серьезная опасность: «Духовник — это посредник между человеком и Богом. Но если священник становится психологом в епитрахили, то это уже не посредник, а преграда, и ведет он совсем не к Богу».

Способ взаимодействия психологии и душепопечения на примере борьбы со страстью гордости продемонстрировал заведующий кафедрой пастырского душепопечения Сретенской духовной семинарии протоиерей Павел Великанов. Он показал, что пастырский и психологический подходы имеют как много общего, так и ряд отличий. В частности, психологии недоступно знание об аскетических практиках. Однако она может помочь священнику понять механизм развития завышенной самооценки и найти подход к человеку, которому гордость не позволяет обращаться за помощью.

В современном обществе трансформируется отношение к традиционным практикам душепопечения, считает кандидат философских наук, проректор Православного Свято-Тихоновского богословского института при ПСТГУ протоиерей Николай Емельянов.

В качестве примера докладчик критически рассмотрел подход немецкого теолога и бывшего католического священника Ойгена Древерманна. Среди прочего Древерманн говорил о важности взаимодействия традиционного пастырства и психотерапии, чтобы душепопечение не ограничивалось исповедью, но подразумевало искренний доверительный диалог между священником и человеком.

Сходная по тематике дискуссия, по наблюдениям отца Николая, происходит в российском обществе и Русской Православной Церкви. Это заставляет поднять вопрос о месте психологии в пастырском душепопечении, а также о соотношении духовничества с институциональным оформлением церковной жизни.

Каким образом понятия «психика» и «душа» осмысляются в современной психологии, рассказал в своем сообщении декан факультета психологии РПУ Борис Сергеевич Братусь.

Принципиальные проблемы интеграции душепопечения с психологией осветил в своем докладе проректор по научно-богословской работе Сретенской духовной семинарии протоиерей Вадим Леонов. Он сопоставил взгляды православного пастырства и психологии на человеческие нравственные установки и обозначил заметные различия между двумя подходами в понятиях жертвенности и альтруизма, самооценки, «здорового эгоизма» и «любви к себе».

Тем не менее, три психологические дисциплины, по мнению священника Вадима, однозначно полезны в программах пастырского образования: история психологии, пастырская психиатрия и основы педагогики.

В завершение конференции слушатели имели возможность высказать свои замечания и предложения, а также задать вопросы докладчикам.

Иерей Петр Коломейцев вспомнил о положительном отношении к приходскому консультированию приснопоминаемого протоиерея Георгия Бреева: «После того, как у отца Георгия открылось первое христианское психологическое консультирование, много людей стали приходить именно с духовными проблемами — поскольку у них наконец оказались сняты проблемы психологические».

По материалам сайта Учебного комитета Русской Православной Церкви uchkom.info