Мир испытал шок. Сегодня, анализируя случившееся, можно сказать, что человечество оказалось тотально не готово к тому, что привнес в нашу повседневную размеренную жизнь COVID-19 — главный «герой» всех мировых СМИ. Какой урок мы извлекли из внезапно возникшей и так изменившей мир вокруг ситуации? Почему исчезает из жизни радость и как вернуть ее, как защититься от бесовских воздействий и быть Божиими — об этом интервью с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием.
— Ваше Высокопреосвященство, какими бы причинами не пытались сегодня объяснить охватившую весь мир эпидемию, бесспорно, одно: без воли Божией ничего не случается. А значит, нужно искать в происходящем и для души полезное?
— Это испытание, которое предстоит пережить, не став заложниками страха, который оно породило. Большинство людей видят лишь темную сторону эпидемии, но есть и светлая сторона: случающиеся с нами скорби помогают нам на пути к Вечности.
Человек иногда бездумно стремится иметь здоровое тело. Для чего? Чтобы услаждаться какими-то греховными земными радостями, напитать свои страсти. Когда здоровье телесное выходит на первое место, это очень опасно. Поэтому Господь и попускает болезни, чтобы мы задумались о душе.
Санитарные нормы, которые были введены и у нас, и в других странах, никогда не уничтожат коронавирус, они лишь приостанавливают его распространение. Уничтожить коронавирус может только Божия сила.
«Господь недостаток наших добрых дел восполняет или болезнями, или скорбями», — пишет святитель Димитрий Ростовский. Но Спаситель посылает болезни и невзгоды не в наказание за наши грехи, а из любви к людям, чтобы отвратить от греховной жизни и наставить на путь спасения.
Спасение — самое важное, к чему нас призывает Церковь, к чему должен стремиться каждый христианин — получить добрый ответ на Страшном Суде. Когда мы грешим, мы сами себя наказываем, тогда благодать Господня от нас отходит, и мы попадаем во власть демонов.
— Известны, Владыко, слова святителя Василия Великого о том, что лукавый не может сделать привлекательным ад, поэтому делает приятным путь туда.
— Сегодня образ жизни многих людей стал таким, что темная сила имеет прямой доступ к душе. Смертные грехи вызвали ад на землю. Не потому ли так многих гложет тоска, часты самоубийства даже при, казалось бы, внешнем благополучии? Это главная причина столь бедственного состояния духовной жизни современных людей.
Когда бес вселяется в человека, воля становится несвободной. Это и есть главная цель демонов — разрушить духовную жизнь человека или воспрепятствовать ее появлению, если ее не было. По словам преподобного Нила Синайского, «у диавола, этого виновника и вместе живописателя порока, та цель, чтобы каждого человека ввергнуть в тяжелую и безутешную печаль, сделать его далеким от веры, от надежды, от любви Божией».
Отчего во время Богослужения человеку вдруг очень хочется спать, болят ноги, спина, трудно выстоять? Но вот служба кончилась, человек вышел на улицу — и все в порядке: спать не хочется, спина не болит. То же часто бывает и при домашней молитве. Потому что бесы всячески пытаются помешать, отвлечь от молитвы, они стараются не допустить к ней, ведь молитва — сильное действенное средство против них.
Каждый христианин способен противостоять диавольским искушениям и найти в себе силы выстоять в этой борьбе. Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл в качестве способов борьбы с демоническим воздействием Святые Таинства, дарованные нам Господом. Это и Крещение, и Миропомазание, и Покаяние, и Таинство Святого Причастия.
Брань — тяжелое время, но это и время стяжания венцов. Разумеется, только в том случае, если мы боремся. Наша задача — доказать бесам, что мы не их, что мы — Божии.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в одной из своих проповедей говорил, что в мире исполняется симфония зла. Автор ее скрывается, но он есть, и симфония эта по-своему гениальна. Мы знаем, как страшно зло на земле, видим, что люди делают друг с другом на протяжении веков. А теперь представьте, как страшен тот, кто все это производит. Господь не попускает нам его видеть, потому что мы к этому не готовы совершенно.
Преподобный Серафим Саровский, говоря о бесах, отмечал, что они гнусны. Злоба бесов к людям безмерна, а зависть их к человеку не имеет пределов.
— Мы по грехам нашим стали подвержены демоническим веяниям, потому, наверное, Ваше Высокопреосвященство, исчезает из жизни радость, на что жалуются сегодня многие. Как ее вернуть душе?
— То, что в нашей христианской традиции считается грехом, сегодня, к сожалению, возносится как критерии прогресса и счастья. Страсти человеческие, по мнению современных модификаторов сознания, должны получить полное раскрепощение, и тогда человечество якобы приблизится к счастью. А для этого, оказывается, нужно употреблять наркотики, алкоголь, слушать соответствующую музыку, которая должна помочь раскрепостить внутренние инстинкты. Только путь такого «раскрепощения» ведет к погибели и души, и тела, а не к счастью и радости.
Человек всегда инстинктивно ищет радость, но, к сожалению, часто заменяет ее суррогатом. «Больше счастья, меньше тоски», — провозгласили в Стране восходящего солнца и разработали прибор для управления настроением. Японское устройство одновременно является источником звуков, ароматов и изображений. Включил прибор — и, пожалуйста, радуйся сколько угодно! Только ведь душу не обманешь. Она томится, тоскует без Бога, как и чем не отвлекай ее.
Сегодня многие живут во всевозможных удовольствиях и наслаждениях, и, несмотря на это, несчастны. Ведь нет у них Христовой услады, нет той радости и благости, которые дает Христос. Радуются православные христиане, конечно, не тому, чему радуются люди неверующие. Но радость приходит только в благодарное сердце.
— Можно сказать, Владыко, что научившийся за все благодарить и славить Бога — самый счастливый человек?
— Несомненно. Благодать, привлекаемая благодарением, постоянно приносит утешение, помогает мужественно переносить случающиеся невзгоды и доставляет истинную радость в сердце человека.
Мы благодарим Бога за все хорошее, что случается с нами. Но в жизни обстоятельства часто складываются не так, как хотим мы. Например, мы молимся, и нам кажется, что Бог нас не слышит. Просим выздоровления, а болезнь только усиливается. Просим у Бога каких-то даров, а Он не дает нам. Все происходит вопреки нашей воле.
Человек, не научившийся благодарить Бога за все, особенно за превратности, не изменится в лучшую сторону ни на йоту. У него не будет никакого преуспеяния.
Старец Паисий Святогорец часто повторял: «Бог заботится о нас! Он знает, в чем мы нуждаемся, чего мы желаем. И если это нам полезно, подает нам. Когда мы надеемся на Бога и вверяем себя Ему, Он следит за нами и заботится о нас, и дает каждому столько, сколько нужно».
Как пример можно привести историю, рассказанную святым старцем.
На Афонской горе жил один монах. Его келия стояла одиноко. Однажды он решил подняться на гору, чтобы помолиться Богу, собрался в путь и начал взбираться на гору по крутой тропинке.
Вдруг монах увидел большой белый гриб. «Слава Тебе, Боже», — подумал он, постоял немного, помолясь и благодаря Бога за этот посланный ему гриб. Он решил срезать его на обратном пути себе на ужин.
Помолившись на горе, монах стал спускаться вниз. Солнышко собиралось уже закатиться, и на гору опустились сумерки. Монах дошел до гриба, посланного ему Богом, и увидел, что на него наступила косуля, и осталась только половинка гриба.
«Слава Тебе, Боже! — снова подумал монах. — Значит, мне хватит на ужин и половинки!» Уже подходя к своей келии, он заметил еще один гриб. Но, нагнувшись, увидел, что тот трухлявый. А может быть, он был и ядовитым?
Монах снова стал благодарить Бога за то, что Тот уберег его от отравления, и гриб оказался трухлявым. Вернувшись, монах поужинал половинкой гриба, благодаря Бога. Видите, он благодарил Бога и за целый гриб, и за половинку, и за трухлявый! За все он благодарил Бога!
Утром монах вышел из келии, и — о, чудо! — повсюду вокруг его жилища выросли белые грибы…
Если стараться постигнуть Христовы тайны, почувствуешь себя счастливым независимо от того, богат ты или беден во всем, что дает тебе Бог. Подает здоровье — возьми его и будь счастлив, прославляя Бога, и будет тебе радость. Подает болезнь — можешь, опять же, стать счастливым благодаря терпению, благодаря выносливости, молитве, слезам, которые делают добрым твое сердце. Давайте будем благодарить Бога за все!
Господь входит в нашу будничную жизнь и являет Себя в ней. Все вокруг духовно, все свято и исполнено благодати Духа Святого, Который наполняет всю вселенную. Все живое существует потому, что пропитано Его благодатью.
«Нас ждут великие испытания, — предупреждает преподобный Паисий. — Обстоятельства вынуждают и будут вынуждать нас работать духовно. Однако эта духовная работа будет иметь цену, если мы совершим ее с радостью, от своего произволения, а не оттого, что нас принудят к этому скорби. Многие святые просили бы о том, чтобы жить в нашу эпоху, чтобы совершить подвиги».
И что бы ни происходило, с какими бы угрозами мы ни сталкивались, какой бы опасности ни подвергались, искать все же следует прежде всего Царствия Небесного. Именно это искание — Царствия Небесного прежде всего — и отличает христианина от нехристианина и верующего человека от неверующего. Господь нам дает надежду в любой момент жизни положить начало. И получить венец.
С архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием
беседовал протоиерей Вадим Кузьмич,
г. Новогрудок
26.07.2020
По материалам сайта Новогрудской епархии eparhia.by