Роль библиотек в духовно-нравственном воспитании молодежи

Выступление протоиерея Владимира Борисевича, заведующего сектором приходских библиотек Отдела религиозного образования и катехизации Гродненской епархии, клирика Свято-Покровского кафедрального собора г. Гродно, на IV Белорусских Рождественских чтениях 29 ноября 2018 г.

В любую эпоху библиотека – это самый точный барометр интеллектуальной жизни общества. Не случайно академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв когда-то сказал, что «если, не дай Бог, из-за войны или какого-то страшного катаклизма погибнут музеи, театры, университеты, но и каким-то чудом уцелеют библиотеки, культура может быть восстановлена».

Трудно не согласиться с тем, что изначальная функция библиотеки – это сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению. Именно библиотека, сосредоточившая в своих фондах прошлое, настоящее и будущее, ответственна за духовно-нравственное воспитание молодежи.

Сегодня библиотеки – в их вечном и традиционном назначении – должны не только устоять сами по себе, но и помочь удержать мир от роковых, необратимых перемен. Научить самостоятельно мыслить может, в первую очередь, библиотека. Чтение, конечно, не может стать единственным содержанием духовного самосознания, но первый читательский опыт во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка.

Духовно-нравственное воспитание начинается с самого простого, с самого малого. В школе дети учатся бережному отношению к учебным и художественным книгам. Уже начиная с 1 класса, при самом первом посещении библиотеки дети знакомятся с тем, как правильно обращаться с книгой. В школе постоянно проводятся беседы о правильном хранении и использовании книг, проводятся рейды по проверке учебников. Дети всех возрастов участвуют в ремонте книг.

Так, художественные произведения учат любить друг друга, учат любить и ценить творчество и труд, воспитывают у детей любовь к своей Родине, уважение к её истории.

Воспитание духовности начинается с формирования познавательного интереса как одного из важных мотивов самообразования. Большая работа над развитием творческой активности и исследовательских умений проводится в читальном зале библиотеки, где читатели учатся самостоятельно работать со справочной и дополнительной литературой, учатся выбирать необходимую им информацию.

Жизнедеятельность школьной библиотеки – это не просто учебные и воспитательные процессы, она имеет скорее духовное измерение. В библиотеке образование не может и не должно замыкаться в тесных пределах учебного предмета. Здесь оно сочетается с очень разными воспитательными возможностями. Общая забота школы заключается в том, чтобы в библиотеке каждый читатель, будь то пятиклассник или выпускник, нашёл свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке благоприятной для самообразования, самораскрытия личности. Только знания, возникающие из чувств и переживаний, по-настоящему развивают умение видеть и понимать.

Сегодня библиотеки проводят массовые мероприятия: выставки книг различной тематики, беседы, громкие чтения, конкурсы, литературные игры, обзоры, викторины. Чтение открывает стороны мира, закрытые для любого другого жизненного опыта. Читая вместе и обсуждая прочитанное, мы учимся сотрудничеству, общему делу. 

Так, книги, прочитанные в детстве, могут оказать влияние на будущее, на судьбу. Каждый, какие бы ни были у него потом неприятности, должен узнать доброе и светлое в детстве, в школе, чтобы было на что оглядываться.

Получая многообразие информации и впечатлений в библиотеке, ребёнок развивает критическое мышление, свой особенный взгляд на творчество и на мир. Мы можем только помочь ему понять, что всё в его руках. 

Есть такая притча. Ученик, желая испытать учителя, принёс в руке пойманную бабочку. При этом он рассуждал так: спрошу учителя, жив этот мотылёк или мёртв; если скажет «мёртв», раскрою ладонь и бабочка улетит, а если ответит «жив», сожму пальцы, и она погибнет. Что, как вы думаете, ответил учитель? «Всё в твоих руках!»

Духовно-нравственное воспитание – это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления доброй воли личности). 

Сегодня библиотекарь должен стать для ребёнка пастырем детского сердца, души, приобщая ребёнка к чтению. Мамы и папы зачастую не знают, как помочь детям, что посоветовать им читать, какие книги выбрать. Мы знаем, что сегодня у 40% населения вообще дома нет книг. А ведь потеря интереса к чтению ведёт к духовной неграмотности и в дальнейшем это явление приведёт к большим экономическим, политическим и социальным потерям.

Как всем нам известно, современная молодежь читает очень мало. Хорошие ученики в лучшем случае прочитывают только обязательный программный минимум по литературе, о середничках и того не скажешь. Что же делать в условиях, когда потребности в духовной пище у подрастающего поколения нет?

Сегодня библиотеки активно работают в этом направлении, стремятся донести книгу до читателя, чтобы в условиях нынешнего малочтения это были произведения, способные оказать влияние на формирование личности ученика.

Какую литературу предлагать современным школьникам? Прежде всего, такую, которая оказывает влияние на воспитание нравственности в человеке, которая формирует читательскую культуру и эмоциональную отзывчивость учеников. И пока государственная политика не изменится и не перейдёт на курс качественного комплектования школьных библиотек современными изданиями, и не будет выделять на этот процесс достаточно средств, дело привлечения читателей в школьную библиотеку с мёртвой точки не сдвинется.

На духовном здоровье подрастающего поколения экономить нельзя! И роль библиотекаря здесь могла быть более весомой, чем сейчас, если ему бы создали необходимые условия для работы: хорошо технически оборудованное просторное помещение библиотеки, хорошо обновляемый книжно-журнальный фонд и т.д. Об этом можно только мечтать. Но библиотекари любят свою работу, они по натуре романтики и оптимисты, потому что только романтики и оптимисты, несмотря на все имеющиеся проблемы и сложности остаются работать в школе, в частности, в школьных библиотеках. Примеров этому множество, и все они наглядно доказывают, что именно чтение книг, общение детей с библиотекарем, работа со словом помогает детям в трудные периоды их роста, становления, в нравственном воспитании и выработки собственной жизненной позиции. Главное – вселить в детей веру, веру в человечность, воспитать нетерпимость к несправедливости, готовность вступить в борьбу с подлостью и обманом. Известный российский писатель Виктор Астафьев писал: «Чтение, особенно детей, – это самое важное в воспитании». 

Роль библиотеки в духовно-нравственном воспитании молодежи огромна. Ведь как важно достучаться до подростка, найти ключ к его сердцу, поднять его до определённого нравственного уровня. Библиотекарь лечит душу своим словом, советом, поддержкой и лаской. И не случайно выдающийся английский ученый-этнограф Джон Леббок говорил: «Каждый из нас может обрести в библиотеке спокойствие духа, утешение в печали, нравственное обновление и счастье».

Православные библиотеки