Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич), управляющий делами Украинской Православной Церкви, – о символизме праздника Сретение Господне.
– Владыко, начнем с традиций, связанных с праздником Сретение Господне. 15 февраля верующие освящают в церкви свечи, которые затем приносят в дом. Что это за традиция? В чем смысл сретенских свечей? И нужно ли обязательно 12 свечей освятить?
– Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня появился в Православной Церкви благодаря западной традиции, пришедшей в XVII веке. Святитель Петр Могила для правки «Требника» ,в частности, использовал римский требник, в котором подробно описывался чин шествий с зажженными светильниками. Этими шествиями западная Церковь в свое время пыталась отвлечь жителей Рима от традиционных языческих празднеств. Освящение свечей совершается как знак освящения и очищения мира истинным Светом Христова Евангелия. Принесенные домой в этот день сретенские свечи возжигают во время молитвы.
Вместе с тем Церковь строго предостерегает от суеверного отношения к свечам. Нельзя придавать им какое-либо магическое или чудодейственное значение, ведь свеча – это лишь символ нашей молитвы. Нужно помнить, что Богу не нужны большие или маленькие свечи, освященные или неосвященные. Неважно, сколько этих свечей мы принесли в храм – одну или двенадцать. Богу необходимы наши любящие сердца, покаянные слезы и живая нелицемерная любовь. Когда внешняя форма церковного благочестия не наполняется внутренним смыслом, она быстро превращается в суеверное заблуждение. Чтобы этого избежать, нужно становиться полноценным участником церковной жизни, а не прибегать только к некоторым отдельным ее проявлениям и элементам.
– В чем символизм праздника для православных?
– Сретение Господне – один из двунадесятых, то есть главных праздников церковного года. На церковнославянском «сретение» означает «встреча». Праздник установлен в память о Встрече, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова, описанной в Евангелии от Луки (Лк. 2:22–40). В этот день Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца. Младенец Иисус был встречен в храме праведным старцем Симеоном. Событие Сретения отмечает границу между Ветхим и Новым Заветами. Ветхий Завет с его прообразами и обрядовыми установлениями отходит, уступив место новозаветным свершениям. Поэтому праведный Симеон в молитве «Ныне отпущаеши» исповедует радость по поводу окончания времени ожидания (Лк. 2:29–32).
Можно сказать, что Сретение – это праздник радостной встречи, который всегда с нами. Ведь встреча каждого из нас с Богом происходит каждую минуту. Митрополит Вениамин (Федченков) в своих «Размышлениях в день праздника Сретения Господня» пишет: «Человечество, удаленное от Бога за непослушание, теперь снова видится с Ним и радуется! Особенно – потому, что оно принято так ласково, милостиво: это изображается принятием Богомладенца на руки Симеоном, в его объятия… Лучшие люди тосковали о Боге, желали быть опять вместе с Ним в общении. И сподобились! Как же не радоваться?!»
– Праздник Сретение завершает рождественские праздники, которые прославляют рождение Иисуса Христа. Так ли это? И какой этап начинается после Сретения?
– У Сретения Господня неизменное место в церковном календаре – 15 февраля (2 февраля по старому стилю). Первоначально этот праздник не имел вполне самостоятельного значения, но действительно рассматривался в качестве своеобразного «отдания» всего сорокадневного цикла праздников, посвященных явлению в мир Сына Божия. Окончательное закрепление праздника Сретение в византийском календаре произошло в первой половине VI века, после чего традиция его торжественного празднования распространилась по всему христианскому миру. Сретение напоминает нам о приближении духовной весны, ведь на этот период зачастую приходится начало подготовительных недель к Великому посту.
Вся жизнь человечества до пришествия Господа была долгим и томительным ожиданием радости Встречи. В одной из стихир праздника святой песнопевец Патриарх Гермоген не может удержаться от восклицания: «Симеон! Скажи, Кого ты в церкви носишь на руках? К Кому простираешь обращение? Это – Бог Слово, воплотившийся ради нас». «И как было не изумляться, когда ужасались этого зрелища сами Ангелы, видя Бога Слова во плоти сидящим и восклоняющимся на старческих руках, как на престоле, и херувимской колеснице», – пишет епископ Вениамин (Милов). У каждого из нас есть уникальная возможность приобщиться к этому великому событию. Нужно только прийти в этот день в храм и приобщиться Святых Христовых Тайн, дабы эта Встреча стала важным событием и нашей личной жизни. Сегодня, когда мы находимся в преддверии святого Великого поста, особо важно ощутить близость Бога и осознать, что наша Встреча с ним происходит уже здесь и сейчас, необходимо только открыть свое сердце и устремиться навстречу грядущему к нам Спасителю.
Беседовала Наталья Горошкова
По материалам сайта pravlife.org/ru