5-6 декабря 2019 года в Гродно пройдут VІIІ Коложские открытые областные научно-образовательные чтения, посвященные теме: «Великая Победа: наследие и наследники». Мероприятие является региональным этапом Международных Рождественских образовательных чтений (г. Москва, РФ) и состоится на базе УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (ул. Ожешко, 22), ГУО «Гимназия № 2 г. Гродно» (ул. Болдина, 10 б), ГУО «СШ № 38 г. Гродно» (ул. Вишневецкая, д. 14), ГУО «Ясли-сад № 99 г. Гродно» (проспект Клецкова, 9 a), ГУО «Гродненский областной институт развития образования» (ул. Гагарина, 6).
Организаторы Чтений: Главное управление образования гродненского облисполкома;
УО «Гродненский государственный университет
имени Янки Купалы»;
Белорусская Православная Церковь;
Гродненская епархия;
ГУО «Гродненский областной институт развития образования»;
УК «Гродненский государственный музей истории религии»;
Порядок работы Чтений:
5 декабря
10.00. Пленарное заседание (актовый зал ГрГУ: ул. Ожешко, 22, ауд. 218)
14.00. Круглый стол «Победа в Великой Отечественной войне в сознании современного общества» (ГрГУ, ул. Ожешко, 22, ауд. 209)
14.00. Дискуссионная площадка «Нужна ли нам память о Великой Отечественной войне?» (ГрОИРО, ул. Гагарина, 6)
6 декабря
10.00. Педагогическая мастерская для работников учреждений дошкольного образования «“Дзякуем салдатам за жыццё і мір!”: что и как рассказывать детям дошкольного возраста о Великой Отечественной войне» (Ясли-сад № 99 г. Гродно)
13.00. Работа секций в гимназии № 2 и СШ № 38 г. Гродно
На секциях планируется обсуждение следующих проблем:
- 80-летие начала Второй мировой войны и 75-летие Победы в Великой Отечественной
- События осени 1939 г. в Западной Беларуси
- Отношение населения вашей малой родины к началу Второй мировой войны и событиям осени 1939 г
- Церковь и советское государство осенью 1939 – в июне 1941 г. на территории вашей малой родины
- Участие жителей вашей местности в боевых действиях на фронтах Второй мировой войны в Европе, Африке и Азии
- 75-летие освобождения Беларуси
- Мемориализация памяти о войне на территории вашей малой родины
- Нарративные источники о Великой Отечественной войне в вашей местности и их интерпретация
- Оккупационный режим и коллаборация. Партизанское и подпольное движение в Беларуси в 1941-1944 гг
- Развитие партизанского и подпольного движения в вашей области, вклад в борьбу с оккупационным режимом в Беларуси в 1941-1944 гг.
- Коммуникация партизан и подпольщиков с местным населением в вашей местности
- Коллаборационизм на оккупированной территории
- Церковь во время Великой Отечественной войны и межконфессиональные отношения на оккупированной территории вашей малой родины
- Православная Церковь // католическая Церковь // протестантские церкви и их деятельность в вашей местности в 1941-1945 гг.
- Межконфессиональные отношения в вашей местности в 1941-1945 гг.
- Холокост и Церковь
- Судьбы педагогов и священников вашей малой Родины в годы Великой Отечественной войны
- Судьбы духовенства и мирян вашей малой родины в 1941-1945 гг.
- Спасение детей представителями Церкви в 1941-1945 гг.
- Участие педагогов вашей малой родины в Великой Отечественной войне
- Деятельность «лесных школ» в период оккупации на территории Беларуси
- Развитие школьного дела в оккупированной Беларуси в 1941-1944 гг.
- Восстановление системы школьного образования в послевоенной Беларуси (середина 1940 – середина 1950-х годов)
- 180-летие Полоцкого Собора 1839 г
- Этноконфессиональная ситуация и конфессиональная политика российской власти на территории бывшей Речи Посполитой в конце XVIII – первой половине XIX века
- Взаимоотношения римско-католической и греко-католической церквей и процесс латинизации униатства в XVII – XVIII вв.
- Положение греко-католической церкви в Беларуси в первой половине XIX века
- Причины и предпосылки упразднения Брестской церковной унии в 1839 году
- Значение Полоцкого объединительного собора 1839 года для конфессиональной истории и общественной жизни Беларуси
- Жизненный путь и духовный подвиг, религиозные и личные мотивы присоединения к Православию участников Полоцкого собора 1839 года: архиепископа Василия (Лужинского), архиепископа Антония (Зубко), архиепископа Михаила (Голубовича), епископа Игнатия (Железновского), епископа Павла (Доброхотова), протоиерея Михаила Бобровского, священника Плакида Янковского
- История развития духовных школ Беларуси, их знаменитые выпускники XIX – ХХ вв.
- Церковно-государственные и церковно-общественные отношения в исторической проекциии и на современном этапе
- Военная героика в древнерусской литературе и развитие ее традиций
- Менталитет русского человека в его историческом становлении (по книге Ф. Нестерова «Связь времен»)
- Д.С. Лихачев о теме войны в русских летописях
- Исторические корни воинской повести и ее место в жанровой системе древнерусской литературы
- Тема войны и противостояния князя и воина в былинах
- Тема войны в «Повести временных лет»
- Летописная повесть о походе князя Игоря на половцев
- «Слово о полку Игореве»: протест против войны или апология подвига русского войска?
- Иллюстрации к «Слову о полку Игореве»
- «Слово о полку Игореве» в искусстве
- Тема войны и воинского подвига в княжеском житии: «Сказание о житии Александра Невского»
- Панегирик воинскому долгу и плач о человеке в «Повести о разорении Рязани Батыем»
- «Повесть о разорении Рязани Батыем» в иллюстрациях
- Война и люди в «Сказании о Мамаевом побоище»
- «Задонщина» как памятник древнерусской литературы
- «Сказание об Азовском осадном сидении донских казаков» в контексте развития военной темы в древнерусской литературе
- Осмысление опыта Великой Отечественной войны в литературе и искусстве
- Родина, народ, человек в поэзии периода Великой Отечественной войны
- Будни войны в романе В. Некрасова «В окопах Сталинграда»
- Повесть Э. Казакевича «Звезда» и ее экранизации (1949, 2002)
- Имена на поверке: стихи молодых поэтов, не вернувшихся с войны
- «Нас не нужно жалеть»: С. Гудзенко и его «Солдатские стихи»
- Женщина на войне: взгляд Юлии Друниной и Светланы Алексиевич
- Война и свобода в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба»
- «Крик» и «Убиты под Москвой» К. Воробьева
- Война и современность в романах Ю. Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра»
- Война как поле экзистенциального выбора: случай В. Быкова
- Повести В. Быкова о войне и их экранизации: «Восхождение», «Знак беды», «В тумане» (или другие – по выбору докладчика)
- Великая Отечественная как подвиг Человека: фильмы «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Судьба человека», «Иваново детство»
- Психологические и нравственные конфликты в повестях Б. Васильева «А зори здесь тихие…», «В списках не значился», В. Кондратьева «Сашка»
- Война как апокалипсис: «Хатынская повесть» А. Адамовича и фильм «Иди и смотри» Э. Климова
- Война: неизбывная травма или высший миг жизни?
- Документальная проза о войне: правда и ее границы в книгах «Я из огненной деревни» Я. Брыля, А. Адамовича и В. Колесника и «Блокадной книге» Д. Гранина и А. Адамовича
- Ребенок и война: книги «Никогда не забудем» и С. Алексиевич «Последние свидетели»
- Авторская философия истории в романе В. Астафьева «Прокляты и убиты». Полемика вокруг романа как отражение разных взглядов на войну
- «Одна на всех судьба»: повесть В. Распутина «Живи и помни»
- Война как повседневность на оккупированной территории (фильмы «Свои», «Враги», «Франц+Полина»)
- Память поколений победителей и наследников о войне (фильмы «Белорусский вокзал» и «Мы из будущего»)
- Ремифологизация войны в фильмах 2010-х гг.: «Т-34», «Спасти Ленинград», «28 панфиловцев», «Битва за Севастополь» (по выбору докладчика)
Примечания
- Рекомендуется сопровождение докладов презентациями
- Приветствуется предложение собственных тем, но строго в русле обозначенных направлений
Круглый стол «Победа в Великой Отечественной войне в современном общественном сознании»
- Образ героев Великой Отечественной войны в современном общественном сознании
- Герои Великой Отечественной войны и герои современности: сравнительный анализ
- Нравственный выбор в условиях войны: границы и возможности
- Экзистенциальный портрет войны: значение чувств любви (к Родине, ближнему, конкретному человеку) и ненависти к врагу в победе над фашизмом
- Бытовое и бытийное в годы войны (повседневная жизнь и деятельность культурно-просветительских, творческих, образовательных, научных организаций и коллективов в военное время, их значение для Победы)
Дискуссионная площадка «Нужна ли нам память о Великой Отечественной войне?»
- «А может, не было войны, и людям всё это приснилось?»
- Зачем мне помнить о войне?
- «То ли были героями их отцы, то ли лучше бы нам пить баварское пиво?»
- Что можем сделать мы, чтоб этот ужас вновь не повторился?
Педагогическая мастерская для работников учреждений дошкольного образования «“Дзякуем салдатам за жыццё і мір!”: что и как рассказывать детям дошкольного возраста о Великой Отечественной войне»
- «Надо ли говорить с детьми дошкольного возраста о Великой Отечественной войне?» (особенности работы с родителями)
- Проект «Зарничка» в учреждении дошкольного образования
- «Слава герою-бойцу!»: встречи с детскими поэтами и писателями Принеманья
- Жизненные уроки членов семьи – защитников нашего Отечества
- «Поговорим с ребенком о войне»: возможности нерегламентированной деятельности воспитанников учреждения дошкольного образования
Обращаем внимание участников на то, что тезисы, предложенные выше, указывают возможные направления рассуждений. Руководствуясь избранным направлением, тему выступления каждый докладчик формулирует самостоятельно и конкретно.
Регламент выступления на секции – 10 минут; выступление на пленарном заседании – до 20 минут. Рабочие языки чтений – русский, белорусский. Во время Коложских чтений будут организованы тематические выставки.
Просим подать заявку на участие в конференции не позднее 15 ноября 2019 года, указав в ней:
- фамилию, имя, отчество;
- место учебы (класс/курс) или работы (должность);
- тему выступления, а также секцию, в которой оно планируется;
- необходимость мультимедийной аппаратуры;
- контактный телефон, е-mail.
Заявку с указанием темы: Коложские чтения участники направляют:
- руководящие и педагогические работники, библиотекари, классные руководители, учащиеся общего среднего образования г. Гродно – в отделы образования, спорта и туризма администраций Ленинского (e-mail: len_roo@mail.grodno.by) и Октябрьского (e-mail: oktroo_grodno@mail.grodno.by) районов г. Гродно;
- руководяшие и педагогические работники, библиотекари, классные руководители (кураторы учебных групп), учащиеся учреждений общего среднего образования, профессионально-технического и среднего специального образования Гродненской области и других регионов Беларуси – в ГУО «Гродненский областной институт развития образования» (e-mail: otdelivr@mail.ru; телефон: 8-0152-96-35-17, Кивлюк Л. А.)
- представители духовенства и церковных образовательных структур, братств и сестричеств; преподаватели, студенты, учащиеся колледжей – на кафедру русской филологии ГрГУ (е-mail: Bogdevich_ECH@grsu.by; телефон: 8-0152-74-43-81).
Командировочные расходы за счет направляющей стороны. Заявки на проживание в общежитии ГУО «Гродненский областной институт развития образования» (ул. Гагарина, 6) принимаются по телефонам:
8-0152-39-90-57; +375-29-84-19-557 (Кивлюк Людмила Анатольевна).