Возрождение ценностей и традиций отечественной (православной) культуры как доминанта современного образования

Доклад Хорик Татьяны Александровны, старшего преподавателя кафедры общей и коррекционной педагогики ГУО «Гомельский областной институт развития образования», прочитанный 23.11.2017г. на Третьих Белорусских Рождественских чтениях.

Сегодня целенаправленная пропаганда в СМИ и интернете пороков человеческой души в красочной гламурной упаковке весьма привлекательна для многих людей, прежде всего для подрастающего поколения. Эта негативная тенденция не способствует образованию души человека.

А ведь главная цель образования -это образование души, которое, по выражению А. Градского, есть самое высшее образование.

Тут уместно вспомнить, что понятие «образование» состоит из трёх равнозначных составляющих и восходит к корню «образ». Стало быть, образование – это придание человеку некоего образа. Какого образа?

В светском обществе, по-видимому, образа идеального гражданина этого общества. Но изначально, этимологически это слово имело иной смысл, который сегодня сохранился в христианстве. Образование – это формирование человека по образу и подобию Божию, это постепенное восхождение к Первообразу.

В любом случае образование – это не только получение определенной суммы знаний. Педагогика определяет образование как совокупный процесс обучения, воспитания и развития.

В процессе образования человек, в отличие от других живых существ, может приобрести различный образ: и человека, и зверя.

Поэтому первой и основной задачей образования, по слову профессора А. И. Осипова (Москва), является возведение личности на достойный духовно-нравственный уровень и лишь второй задачей является приобретение человеком знаний и навыков необходимых для личной и общественной жизни. Ибо знания получают свой смысл лишь в контексте созидаемого образа.

Жизнь показала, что распространение одних только научных знаний до конца не формирует нравственность личности, не придает человеку образ. Дать в руки невоспитанного человека набор знаний означает сотворить зло. Потому, наверное, студентка самого престижного вуза Москвы   МГУ   совершает панк-молебен, оскверняя главный храм Русской Православной Церкви   Храм Христа Спасителя. Потому и белорусские учащиеся, один из которых был хорошистом, отсидели полученный срок за поджог двух храмов.

Об этом же говорил Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси: «Образование призвано не столько передавать детям определенный объем знаний, сколько формировать в юных сердцах стремление к истине, любовь к ближнему, к своему Отечеству, его истории и культуре» (Настаўніцкая газета, № 45 ад 12 красавка 2011 года).

Попутно заметим, что приоритет обучения в образовании   это сугубо немецкая школьная традиция, а вот приоритет воспитания в образовании   традиция русской классической педагогики.

Стало быть, перед педагогом сегодня стоит очень ответственная задача: в условиях значительного сокращения часов на учебные предметы, в условиях перегруженности самих учителей и учащихся остаться не урокодателем, а Сеятелем разумного, доброго, вечного…

И не следует для этого уповать на отдельно взятые воспитательные мероприятия. Ежедневное общение с учащимися на уроках, факультативных и кружковых занятиях, переменах   хорошая возможность воспитания, то есть «питания возвышенным». Поскольку более всего педагог воспитывает самой своей личностью.

А. С. Макаренко на этот счет предупреждал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету   все это имеет для ребенка большое значение».

Недаром при поступлении ребенка в школу многие родители ищут не престижное учебное заведение, а первого учителя. Не немые стены школы остаются в памяти ее воспитанников, утверждал К. Д. Ушинский, а личность их наставника, который воспитывал их более, чем словами, своим примером.

Классики мировой педагогической науки (Коменский, Дистервег, Песталоцци, Ушинский) писали не об образовании вообще, а о христианском образовании. По их мнению, цель педагога   улучшение детской души, а не только её научение.

Президент Российской академии образования Н. Д. Никандров неоднократно одним из первых подчеркивал целесообразность партнерства школы и Православной Церкви в воспитании. Об этом же говорил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, подчеркивая, что у Церкви и светской педагогики одна задача: воспитать не только знающего человека, но и полноценную личность, приносящую пользу не только себе, но ближним и своему Отечеству.

Воспитание и обучение на основе традиций может стать путем обретения жизненных ценностей молодого поколения. Без сомнения, хранителем ценностей и традиций в нашем государстве была и остается Православная Церковь. Сегодня в системе образования ей отводится особая роль.

В этом деле сегодня у педагога есть на что опереться. Подписанные Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью, областные Программы сотрудничества управлений образования облисполкомов и епархий Белорусской Православной Церкви ещё более актуализировали обращение педагогов к православному наследию как средоточию тысячелетнего нравственного культурно-исторического опыта, призванного восполнить образовавшийся дефицит духовности.

В этой связи педагоги устремили свои взгляды на возможность, предоставляемую факультативным курсом «Основы православной культуры». Введение этого факультативного курса не случайно. Являясь светским, культурологическим по характеру, он предлагает знания по духовному и культурному наследию Православия, духовному опыту белорусского народа, его ценностям и традициям.

Значимость этого курса не только в духовно-нравственном воспитании детей, но и в вооружении их определенной религиоведческой грамотностью, которая в будущем не даст им попасть под влияние сект.

На вопрос «Что может быть альтернативой основам православной культуры?», на мой взгляд, убедительно ответил известный московский миссионер: «Это безосновательное неправославное бескультурье».

Для информации отмечу, что в Российской Федерации с 1 сентября 2012 года после 2-х летнего эксперимента в школьную программу включён новый обязательный курс «Основы религиозных культур и светской этики», включающий 6 модулей: основы православной культуры, основы мусульманской, буддийской, иудейской культуры, историю религий и светскую этику. Каждый ученик выбирает один модуль по желанию.

Хочу еще раз подчеркнуть, что факультативный курс «Основы православной культуры» является культурологическим, отличающимся от Закона Божия в воскресных и конфессиональных школах тем, что не требует вовлечения учащихся в религиозную практику, их участия в религиозных обрядах и таинствах. Последнее – это прерогатива семьи.

Однако я убеждена, что один лишь факультатив ситуацию мало изменит. Необходимо комплексное воздействие всех участников педагогического процесса. Нужна не просто система работы по духовно-нравственному воспитанию, но особая культурно-образовательная среда.

Всё зависит от того, является ли духовно-нравственное воспитание приоритетной целью учреждения образования.

Для того, чтобы создать систему духовно-нравственного воспитания, понадобится 4 компонента:

  1. Желание руководства учреждения образования создать эффективную образовательную среду.
  2. Кадровый состав педагогов, которые могли бы личным примером на своих уроках донести до детей богатство высоких духовных ценностей.
  3. Консультативная помощь со стороны священника, желательно, имеющего опыт в педагогическом общении.
  4. Родительская поддержка этих инициатив.

В совокупности это и станет основой духовно-нравственного воспитания, а от факультатива по ОПК будет намного больше пользы. Более того, от разовых мероприятий учителя перейдут к более активному участию в духовно-нравственном воспитании учащихся через свой предмет.

Важными элементами среды, «растящей (по словам священника Павла Флоренского) и питающей личность», является библиотека, музей, стендовая миссия и др. Например, в школе №18 им. прп. Евфросинии Полоцкой в Полоцке никто не удивится стендам «Что такое нравственность (духовность)» или Духовному центру. «Спешите делать добро», – читаем мы при входе в гимназию №58 г.Гомеля, и приоритеты уже расставлены.

2018 год по восточному календарю – год желтой собаки. Вряд ли кому из руководителей придет в голову украсить фасад учреждения образования этими символами китайского календаря. Однако светился же красными лампочками огромных размеров дракон на крыше одного из учреждений образования, пока его не посоветовали снять.

Порой педагоги, сами того не подозревая, совершают культурную интервенцию. Зачем, например, в школе драматизация праздника Хэллоуин? Не лучше ли организовать Рождественский бал? Мы вовсе не против диалога культур, и первые курсы на эту тему были организованы нами 17 лет назад. Но речь идет именно о культуре, а не о ее суррогате.

Ежегодно мы готовим и выкладываем на сайте института методические рекомендации к августовским секциям, позволяющие педагогам правильно сориентироваться в понимании вопросов приоритетов образования, духовно-нравственного воспитания.

Для продуктивной работы педагог должен постоянно совершенствоваться, участвовать в конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации. Наш институт ежегодно проводит повышение квалификации для педагогов по изучению духовного и культурного наследия Православия, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей на православных традициях белорусского народа.

В учреждениях образования необходимо организовывать экскурсии учащихся по святым и культурно-историческим местам. Важно, чтобы они стали не развлечениями, а уроками формирования любви к своему Отечеству, его истории, традициям, ценностям. Возможно, такие экскурсии наведут педагога на мысль составить программу факультатива по краеведению, в т.ч. православному краеведению.

Актуальным является проведение тематических недель, посвященных роли семьи в духовно-нравственном воспитании детей. Например, в яслях-саду №170 г.Гомеля шестой год работает клуб отцов «Я – папа!», руководит которым священник Николай Кадацкий. Цель клуба – раскрыть сокрытые в родителе таланты воспитания.

В учреждениях образования должна быть спланирована работа в честь памятных дат: 915-летия со дня рождения преподобной Евфросинии Полоцкой, 1030-летия Крещения Руси (2018), 885-летия со дня рождения святителя Кирилла Туровского (2019) и др. Зачем это знать? А чтобы не быть манкуртами, Иванами, не помнящими родства.

Вся эта работа зависит не только от профессионализма, но и от личных качеств педагога. Как говорится, из человека можно сделать и дубину, и икону, смотря кто будет этим заниматься: или Стенька Разин, или Сергий Радонежский. Педагоги сами должны быть не только трансляторами, но и, прежде всего, носителями духовности, духовных традиций и ценностей.

В заключение хотела бы процитировать тезис из московского православного журнала «Фома», издаваемого МГИМО: «Поступление в вуз – не конечная цель процесса образования. И получение диплома тоже. Само по себе постоянное самообразование – тоже не самоцель. А что же цель?»

Есть над чем подумать.