ОСОБЕННОСТИ, ПРИНЦИПЫ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРАВОСЛАВНОГО ПЕНИЯ: ИЗ ШКОЛЫ – В СЕМЬЮ

 

 

О.И. Соболева

 

Учитель музыки,
руководитель гимназической филармонии

ГУО «Гимназия №3
г. Витебска им. А.С. Пушкина»

Как показывает практика, наши современные дети, учащиеся школ и гимназий,  и их родители, в большинстве своем, намного лучше знакомы с  западными музыкальными традициями, чем с исконно восточно-славянскими, православными. И в результате —  огромная художественная ценность православной музыки, ее бесценный  воспитательный, духовный потенциал остается невостребованным.  По нашему убеждению, православная музыка может и должна стать частью музыкального обучения и воспитания учащихся.  Поэтому  показалось интересным и важным показать уникальный опыт в этом направлении ГУО «Гимназия  № 3 г. Витебска им. А.С. Пушкина», которое я имею честь представлять.

Наше УО — гимназия с многолетними традициями творческой деятельности.  Помимо общего образования, гимназисты на факультативной основе изучают искусство (музыку, хореографию, изобразительное искусство). Это и позволяет нам расширить воспитательные рамки, и применять в этом направлении уникальные воспитательные инструменты – само искусство.

Идеально, когда семья и школа идут в воспитании детей рука об руку. Школа выполняет заказ семьи на воспитание  и развитие ребенка – обеспечивает нужными факультативами, кружками, мероприятиями. Но, наверное, более ценным становится то духовное и  полезное, что школа привносит в семью. Воспитывая тем самым не только детей, но и их родителей, раздвигая и расширяя рамки семейного уклада, добавляя, приумножая семейные традиции.

В нашей гимназии мы имеем чудесную возможность претворить это в жизнь. Так, на протяжении многих лет в репертуаре двух наших концертных хоровых коллективов  — хора мальчиков и хора девочек «Мечта» всегда имеется православный репертуар.

Педагоги нашей гимназии давно оценили православную музыку как средство духовного и нравственного воспитания как учащихся, так и их семей. Первое методическое мероприятие в этом направлении мы провели в 2006 году. Это было выездное заседание учителей музыки. Проводилось оно  в Витебском Духовном Училище по теме «Опыт православной церкви в музыкальном образовании. История. Современная практика». На этом заседании педагоги рассматривали и изучали возможности воспитания, в том числе и семейного, средствами православной музыки, слушали выступления по этой теме главного регента Витебской Епархии матушку Ольгу Янченко, директора воскресной школы свято — Георгиевского храма матушку Веру Гончарову, директора школы звонарей при ВДУ диакона Димитрия Горанского. Там же в круглом зале ВДУ состоялось выступление наших хоровых коллективов. И с тех пор мы продолжаем работу в этом направлении,  основываясь на Программе сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2015-2020 годы. [9]

Православная музыка, достигая необычайных высот культуры и красоты,  несомненно, обладает силой и убедительностью, большой культурной и воспитательной ценностью. Что может быть более полезным для души ребенка и его родителей, чем православные песнопения – традиционные, исполняемые во время службы и домашних ритуалов, а так же православные тексты, положенные на музыку профессиональными композиторами прошлого и современности? И даже замена модного нынче поздравления с днем рождения «Happy Birthday»  на «Многая лета» уже можно считать маленькой победой.

 В чем же ценность и особенность православного пения? Я бы хотела остановиться  именно на этих аспектах.

Сама музыка с древности мыслится воспитательным инструментом.

Уже в древних культурах Китая, Индии, Греции музыка представляла собой объект для исследования. В древности так же наметились два пути философского осмысления музыкального искусства — освоение музыкальной логики с одной стороны, и  взаимодействие музыки с душевной жизнью человека, с другой.

До 17 века было написано множество философских и научных трактатов о музыке. Они изучали, исследовали разные стороны, аспекты, проблемы философии, теории, истории музыки. Именно на этом наследии выросла западная музыкальная культура.

Восточно-славянская и, в частности, русская, музыкально-философская мысль прошла свой самобытный путь. В период до 17 века эти географические области были замкнутыми в себе культурными регионами, а  философией и теорией музыки занималась та часть православного богословия, которая соприкасалась с искусством звуков. Весь научный материал был рассеян только в сочинениях церковных писателей, летописях, в певческих азбуках. Этим и обусловлена самобытность православной музыки, ее чистота, возвышенность и духовность.

Христианская православная музыка мыслится возвышающей, как небо над землей. Церковное пение полагается сошедшим с небес.  По Евангелию, первая христианская песнь была спета ангелами Божьими в ночь Рождества Христова, и то была песнь радости, хвалы Богу.

Согласно Иоанну Златоусту, «музыка есть согласие (гармония), внематериальное небесное явление, веселящее ангелов и Бога». [10, C. 52]

Одна из особенностей православной музыкальной культуры — осмогласие (8 гласов) — это сосредоточение христианских чувств в музыке. Сгруппированные  в мелодические формулы, они воплощают еще и литургическое время. На каждой седмице, циклически оборачивающейся вместе с символикой каждого дня недели, поется один определенный глас. Совокупность восьми недель, составляющая еще один круг, также циклически вращается. Совокупность всех песнопений охватывает полный год и тоже циклически повторяется. Вписанные друг в друга певческие круги символизируют божественное время — Вечность.

«Принципы богослужебного пения – это слово, сопровождаемое мелодией, и это традиция, дающая ориентиры, как через пение сделать богослужебное слово новым способом жизни. И если эти принципы имеют прямое отношение к созиданию культуры человечества, то богослужебное пение вносит в нее то благодатное содержание, которое оживает в нас пониманием Дела Божия на земле и созданием условий для духовно-нравственного возрастания человека», — поясняет нам в своих трудах протоиерей Геннадий Нефедов. [7]

Православное пение не сопровождается  бездушными инструментами, оно исполняется благороднейшим, естественным инструментом – человеческим голосом.  Возвышенная музыка – мелодия сопровождает Слово, придает эмоциональную  окраску, запечатлевает это Слово в сердце человека. Дух православного пения — это дух любви. И поскольку Бог есть любовь (1Ин.4,8), то Он — Первопричина всякого творчества.

Сегодня в хоре мальчиков нашей гимназии имеется следующий православный репертуар:

  1. Белорусский рождественский кант «Божие ныне Рождество»
  2. Д. Бортнятнский «Многая лета»
  3. «Отче наш» – полесский напев 17 века
  4. В. Титов Восьмой псалм из рифмотворной псалтири
  5. Кондак Рождества Христова «Дева днесь» Муз. А. Ляхновича

Этот хор стал постоянным участником городских праздников духовной музыки, фестиваля «Рождественское созвучие», республиканской акции «Хоровое вече» и др. Руководитель хора Алексей Петрович Ляхнович добивается от своих учащихся, чтобы «от пения вострепетала духовная глубина человека, та, которая молится, прозревает и творит. И вострепетав, включилась в храмовую молитву, духовно прозрела в слова песнопений и стала творчески внимать музыкальным звукам» [4] Именно тогда православное пение становится так же и художественным событием.

Вот что пишет в своем сочинении бывшая хористка из хора девочек Дарья Петрова, на тот момент ученица 7 класса;

«Православная музыка – это высочайшее состояние души человека, который эту музыку исполняет или воспринимает. В православной музыке поет только душа, в которой должны пребывать благоговение, трепет и любовь к Богу. Не каждому дано понимать, осмысливать, чувствовать эти песнопения. Но те, у которых получается, заслуживают награду. Они получают истинное удовольствие от воспроизведения православной музыки своим голосом. Мне очень нравится петь духовную музыку в нашем хоре «Мечта». Петь ее получается даже легче, чем музыку белорусскую или военной тематики. Наверное потому, что духовное пение очень красиво, и еще оно дает возможность остановиться и подумать о своей жизни, сколько добрых дел сделал, сколько нагрешил. Это пение возвышенно, ведь певчие на клиросе в храмах во время пения причисляются к ангельскому чину. Моим родителям тоже очень нравится, как мы исполняем духовную музыку»

Так музыкальная стихия заставляет наших учащихся и их родителей по-иному, возвышенно и умудрено, осознать смысл Веры.

«Какое неисчислимое богатство духовного содержания откроется тогда человеку, какие светоносные потоки смысла войдут в душу поющего человека, какие литургические образы и события захватят его и какие молитвы личного прозрения и благодарности обогатят его дух!» — пишет  протоиерей Геннадий Нефедов в своем знаменитом труде «Принципы богослужебного пения и их воспитательное значение» [7]

Мелодии, неразрывно связанные со словом, помогают глубже запечатлевать в своей памяти содержащиеся в Слове вечные важнейшие  истины через эмоциональное толкование слышимых и воспринимаемых текстов.

Об этом замечательно говорит святитель Василий Великий: «Поелику Дух Святой знал, что трудно вести род человеческий к добродетели, что по склонности к удовольствиям мы нерадим о правом пути, то что делает? К учению примешивает приятность сладкопения, чтобы вместе с усладительным и благозвучным для слуха принимали мы неприметным образом и то, что есть полезного в слове».

Именно для этого, продолжает Василий Великий, «изобретено для нас стройное пение псалмов, чтобы и дети возрастом, и вообще невозмужавшие нравами, по-видимому только пели их, а в действительности обучали свои души».

Таким образом, православная музыка, изучаемая и исполняемая в школе, на концертах и праздниках, входит в семьи наших учащихся, воспитывает их в духе церковности и человечности, приобщая их к православной молитве, к православной Вере.

Подводя итог сказанному, отметим, что истинное православное пение дарит свободу нашим подлинным глубинным чувствам, чтобы от «избытка сердца запели уста», чтобы эти чувства вошли в сознание и стали частью нашего религиозного опыта. Тогда они принесут не только наслаждение, они воспитают наши души, делая православное  пение святым творчеством.

 

 

Используемая литература:

  1. Античная музыкальная эстетика. Москва, 1960 г.
  2. Дилецкий Н. Идея грамматики мусийской. М. 1979 г.
  3. Ливанова Т.Н. Из истории искусствознания за рубежом М. 1981.
  4. Мир Православия Ежемесячная газета издательства TARBEINFO – РУССКИЙ ТЕЛЕГРАФ №3 2008 Электронный ресурс. Режим доступа:   http://www.baltwillinfo.com/2016/mp09-16/ Дата доступа: 10.09.2016.
  5. Московская регентско-певческая семинария. 1998—1999.
    Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления богослужения: Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. М., 2000.
  6. Музыкальная эстетика России 11 — 18 веков. Сост. А.И. Рогов. М., 1973.
  7. Нефедов Г. Принципы богослужебного пения
    и их воспитательное значение. Электронный ресурс. Режим доступа:  http://azbyka.ru/principy-bogosluzhebnogo-peniya-i-ix-vospitatelnoe-znachenie Дата доступа: 10.09.2016.
  8. Песни и песнопения религиозные. Церковная школа. Сайт отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской Епархии Русской Православной Церкви. Электронный ресурс. Режим доступа: http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/parents/rel_v/rel_v9/ Дата доступа: 10.09.2016.
  9. Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2015-2020 годы. Электронный ресурс. Режим доступа: http://edu.gov.by/page-25571 Дата доступа: 10.09.2016.
  10. Протопопов В. Русская мысль о музыке в 17 веке. М., 1989
  11. Рогов А. Музыкальная эстетика России 9 — 18 веков. М,1979
  1. Соболева О.И., Православный детский лагерь в формировании христианского мировоззрения / О.И. Соболева, В.И. Кузьмич // Итоги международной конференции «Конфессии на Беларуси: история и современность». Брест, 24-25 марта 2004 г.

 

 

 

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.