29 января 2020 года в Москве, в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя, состоялся семинар для руководителей отделов религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви – под председательством руководителя Синодального ОРОиК митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, в рамках I направления Международных Рождественских чтений-2020 «Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации».
В семинаре приняли участие руководители и сотрудники секторов СОРОиК Русской Православной Церкви, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусского Экзархата епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин, а также руководители и представители епархиальных ОРОиК.
Митрополит Меркурий обратился к собравшимся и поблагодарил всех за труды. Он также поделился размышлениями о проблемах в религиозном образовании, отметил важность работы в информационной среде:
Коммуникация, информационное поле современного образования требует постоянного мониторинга – не только внимательного отслеживания новостей, но их анализа и сопоставления информации из разных источников, формирования самостоятельной повестки. Я бы хотел сделать на этом акцент — мы должны не просто реагировать на ту или иную новость, общественную, государственную позицию, но в первую очередь сами формировать повестку, задавать тональность, готовить общественное мнение, «почву» для того, чтобы церковные инициативы в образовании находили благодарный отклик в умах, и что намного более ценно — в сердцах наших сограждан. Не только среди единомышленников и православных! Нужно работать на более широкую аудиторию. Конечно, сбор, анализ, систематизация, презентация информации — дело само по себе крайне трудоемкое. Но именно здесь, в информационном поле, сегодня идет борьба за умы и души молодых людей, здесь проходит связь поколений. Если хотите — и наследие и наследники сегодня формируются в информационном поле. Победа или поражение тоже во многом зависят от слаженности наших действий.
Напомню, наше информационно-образовательное пространство должно быть качественным, однородным, без провалов и черных дыр. Главное свойство добродетели, как известно, постоянство. Пусть наше сотрудничество в этом направлении, в сфере коммуникации и создания информации будет одним из проявлений нашей добродетельной жизни и ответственного отношения к церковно-педагогическому послушанию.
Митрополит Меркурий поделился также своим видением религиозного образования в школах и предметной области ОРКСЭ:
ОДНКНР – логическое продолжение ОРКСЭ на основном уровне общего образования, – так зафиксировано в официальных документах Министерства просвещения. Несмотря на продолжающиеся попытки определенных сил «слить» в единый курс все предметы по религиозным культурам, я абсолютно уверен, что наша консолидированная позиция, особенно поддержанная педагогической, православной родительской общественностью, будет и впредь иметь существенный вес и влияние. Пока содержание этой предметной области не определено. Единодушие, четкая артикуляция официального мнения Церкви на всех региональных и федеральных форумах, активное участие наших представителей в подготовке педагогов и учебных пособий в конце концов, я уверен, обеспечат высокое качество преподавания ОПК и достаточное количество учебных часов для полноценной реализации предмета.
Председатель Синодального отдела подчеркнул важность конфессиональной аттестации и содействия развитию православных образовательных организаций:
Православная школа, детский сад – это лицо, показатель уровня духовного просвещения в той или иной епархии. Кроме того, это самый эффективный индикатор развития или угасания церковной жизни. Ни величественные соборы, ни пышные облачения, а детские парты и кроватки для тихого часа в детских садах, игровые площадки – гарантия будущего процветания Церкви. Если выбор стоит именно так, то лучшего вложения и возврата средств и в настоящем, и в будущем, чем в развитие церковного образования – просто не существует. К сожалению, иногда сами школы дистанцируются от участия в общецерковных мероприятиях. Нередки случаи разногласий на епархиальном уровне.
А одним из наиболее значимых и перспективных церковно-образовательных проектов митрополит назвал реализацию Стандарта для воскресных школ:
В данном случае все зависит непосредственно от нас. Это и хорошо, и одновременно ответственно. Если работа не идет, то нельзя сказать, что Министерство или городская администрация препятствует процессу. Реализация Стандарта – конкретный показатель активности и ЕОРОиК, и каждого прихода, и что не менее важно, нашей консолидации. Необходимость новых подходов работы с молодежью на приходах давно назрела. Стандарт – лишь один из возможных вариантов активизации в этом направлении. Знаю, что во многих воскресных школах он уже успешно применяется. Если кто-то имеет свой, отличный, особенный опыт, можем обсуждать любые новаторские подходы.
После выступления митрополит Меркурий и сотрудники Синодального отдела ответили на вопросы участников семинара.
По материалам сайта Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви pravobraz.ru