Из опыта просветительской деятельности Благотворительного фонда «Покров»

Выступление методиста Благотворительного фонда «Покров» Плютовой Оксаны Михайловны на пресс-конференции «Да! Будет жизнь! Традиционные семейные ценности как жизнеутверждающий ресурс для будущих поколений», которая прошла в Минске 18 ноября 2021 года.

Одним из главных направлений работы Благотворительного фонда «Покров» наряду с социальной поддержкой и социальной рекламой является просветительская деятельность среди подрастающего поколения. Для этого используются самые разнообразные формы работы: беседы, семинары, лекции, организация клубов, проведение круглых столов, интерактивных игр, экскурсий, выставок.                                                                                                                       Уже не первый год успешно работает проект  “Молодёжь за жизнь, нравственность и семейные ценности,” который затрагивает темы смысла жизни, любви, влюбленности, целомудрия, верности, брака, сожительства, зависимостей, помогает понять, что «тот, кто будет человеком, уже человек!». Одной из важных составляющих является привлечение самой молодежи к работе над актуальными темами. Для этого проводится конкурс социальных молодежных проектов «Молодежь за ЖИЗНЬ» по номинациям:

  • «Молодежь за СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ ради жизни!»;
  • «Молодежь за ЗДОРОВЬЕ ради жизни!»;
  • «Молодежь за ТВОРЧЕСКИЙ ПРОРЫВ ради жизни!»;
  • «Молодежь за МИЛОСЕРДИЕ ради жизни!».

Важно привлекать к наполнению интернет-пространства качественным контентом саму молодежь, помогать ей в этом, направлять.

Этому способствует конкурс социальных проектов, участвуя в котором молодежь активно реализует свои собственные проекты, о которых пишут в газетах, наполняет интересными материалами социальные сети.

Вот  только несколько названий проектов:

«Добро начинается с тебя»;

«Гордое звание – Отец»;

«Мы делаем новости»;

«Гостиная семейного творчества»;

«Молодежный марафон “ПроЗдоровье”»;

Волонтерский клуб «Забота»;

«Роль традиций в современной семье»;

«Милосердие – души усердие»;

«Святая троица земли: ребенок, мать, отец».

Для понимания тенденций, происходящих в обществе, фондом «Покров» в октябре-ноябре 2021 года было проведено анкетирование среди учащихся в ряде школ, колледжей, вузов Беларуси. Всего в опросе участвовало 200 человек.

Результаты представлены ниже в виде таблиц, данные в которых указаны в %.

  1. Ваш смысл жизни.
Деньги Удовольствие Карьера, власть Семья Слава Научиться любить, творить добро Другое
23.4 31.7 3.4 24 2.9 11.6 Любить себя, развитие, подготовиться к вечной жизни.
  1. Ваше отношение к целомудрию
Поддерживаю и стараюсь так жить 25.5
Считаю это пережитком прошлого 34.9
Еще не решил для себя 39.6
  1. Ваше отношение к сожительству
Вполне приемлемо 70.1
Неприемлемо 8
Задумываюсь, еще не определился 21.9
  1. Ваше отношение к прерыванию беременности по желанию женщины
Приемлемо 41
Неприемлемо 29
Затрудняюсь ответить 30
  1. Хотели бы Вы повторить семейную жизнь своих родителей?
Да 22.3
Нет 43.2
Затрудняюсь ответить 34.5

Поводя итоги, можно сказать, что для многих молодых людей пример своей семьи не является привлекательным. Всего 22.3 % опрошенных хотели бы повторить жизнь своих родителей. Возможно поэтому, формирование мировоззрения ребенка происходит зачастую под большим влиянием интернет-пространства. Смысл жизни как удовольствие видят 31.7% опрошенных, 24% смыслом жизни назвали семью, ответ «деньги» количественно близок к «семье» – 23.4%. Целомудрие считают пережитком прошлого 34.9 %, в тоже время 25.5% поддерживают такие взгляды. На вопрос «ваше отношение к сожительству?» 70.1% опрошенных ответили «вполне приемлемо» и всего 8 % считают это неприемлемым для себя. Прерывание беременности по желанию женщины 41% считает приемлемым для себя, 29% высказались против. И не определились для себя 30%.

По отзывам, которые мы собираем у ребят, видно, что они хотят разобраться в этих вопросах, стремятся к развитию и часто ищут ответы самостоятельно. А это не всегда приводит к правильному пониманию вещей. Важно понимание духовных законов, осознание последствий каждого поступка, но, к сожалению, родители не всегда готовы поднимать и обсуждать такие вопросы со своими детьми. Нужен высокий уровень доверия и благоприятная обстановка в семье, а это, как мы видим, становится все большей проблемой общества.

Хочется также отметить, что когда cреди педагогов речь заходит о духовном воспитании и образовании, то под этим часто понимается развитие интеллектуальных способностей, говорится о новейших технологиях, о культуре, истории, традициях, но не говорится о Боге. Понятие «духовность» стало очень размытым. Под ним часто понимают обычный поход в театр или встречу с автором книг.

Образование же есть не только выстраивание педагогического процесса в соответствии с природой человека или в соответствии с культурой, но прежде всего – воспитание человека в соответствии с Образом Божиим.

Как мы видим, давно назрела необходимость системной работы в этом направлении, в ходе которой затрагивались бы все проблемы в комплексе, в том числе и духовной тематики, открыто бы обсуждались актуальные для молодежи вопросы: построение отношений, время создания семьи, отличие брака от сожительства, признаки мужественности и женственности, основы воспитания детей и др.

Важно также поддерживать педагогов в этом направлении, оказывать им методическую помощь.

Беседы и дискуссии по како1-либо проблеме очень результативны, когда проводятся с примерами различных мировоззрений: и философского и религиозного. Это формирует более широкий кругозор, помогает выбирать нравственное в потоке информации. Отсюда важнейшая задача – учить молодого человека видеть красоту нравственных поступков. Это позволит сформировать нравственный иммунитет, благодаря которому можно будет научить молодежь выявлять реальные цели, на которые работает медиаконтент, понимать опасности, которые могут быть в нем, отделять зло от добра.

Важно в этом направлении объединение всех сил: и Церкви, и системы образования, общественных организаций, СМИ. «Ведь сегодня дети, а завтра – народ».

oroik.by