Опыт патриотической деятельности Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны и современность

Выступление на открытии V Белорусских Рождественских чтений «Великая Победа: наследие и наследники» Павловского Александра Алексеевича, доктора военных наук, генерал-лейтенанта, военного эксперта.

Минск, 29 ноября 2019 года.

Ваше Высокопреосвященство!

Уважаемые участники Рождественских чтений!

Память о Великой Отечественной войне, о всенародном подвиге советского народа — это то, что самым тесным образом сплачивало его воедино и продолжает сплачивать и сейчас, несмотря на то, что его представители проживают в новых государствах. Противникам нашего единства не нужно это единение. Им нужно противопоставление, раздел и уничтожение памяти о Великой Победе.

Все, что связано с Великой Отечественной войной, является не только цементирующей силой нашей страны, но и мотором мобилизации населения на всем периоде становления своей государственности, несмотря на то, что идёт естественная смена поколений.

По результатам опроса независимого исследовательского центра НИСЭПИ: «Какими событиями XX века белорусы могут гордиться в наибольшей степени?», более 70% выбирали ответ: Победа в Великой Отечественной войне. Интересно отметить, что в опросах отношения к войне полученные данные оказывались в незначительной степени зависимыми от политических предпочтений и геополитического выбора респондентов.

Предстоящее 75-летие Победы в Великой Отечественной войне позволяет более пристально посмотреть и всесторонне оценить все источники её достижения, а также извлечь всё то ценное, что мы можем использовать сегодня, ещё раз осмыслить уроки войны и оценить их.

По моему мнению, мы по-прежнему не уделяем достаточного внимания и оценке такого источника Победы, как роль и место Православной Церкви. Уже с первого дня войны глава Православной Церкви, Патриарший местоблюститель Сергий, благословил всех православных на защиту священных границ нашей Родины. А сама война стала не только Отечественной, но и Священной!

Естественно, что народ откликнулся не только на призыв власти «Все наши силы — на поддержку нашей героической Красной Армии, нашего славного Красного Флота! Все силы народа — на разгром врага! Вперёд, за нашу победу!», но и на призыв Церкви. Неслучайно в обращении Сталина 3 июля 1941 года прозвучало чисто церковное обращение «Братья и сестры!».

Проявления патриотической деятельности Русской Православной Церкви были очень многообразны. Она не только утешала верующих в скорби, но и поощряла к самоотверженному труду в тылу, мужественному участию в боевых операциях, поддерживала веру в окончательную победу над врагом, способствуя тем самым формированию высоких патриотических чувств и убеждений среди тысяч соотечественников. Кроме того, и от имени Церкви подвергались осуждению дезертирство, сдача в плен, сотрудничество с оккупантами. Всё это способствовало изживанию пораженческих настроений, получивших определённое распространение в первые дни войны и, в конечном итоге, создавало «нравственные условия победы», которые в значительной мере изменили ход военных событий.

Многие представители православного духовенства принимали личное участие в боевых действиях на фронтах, в партизанском движении. Десятки священнослужителей были награждены медалями «Партизану Великой Отечественной войны». В Полесской епархии более половины священников были расстреляны за содействие партизанам.

Православная Церковь оказала Родине и большую материальную помощь. 30 декабря 1942 года митрополит Сергий обратился к архипастырям, пастырям, приходским общинам с призывом соорудить на пожертвования танковую колонну имени Димитрия Донского. Вся Церковь откликнулась на это благословение. В целом, по подсчётам Московской Патриархии, к лету 1945 года было собрано более 300 миллионов рублей, не считая драгоценностей, вещей и продуктов.

Встаёт вопрос, почему после достаточного времени атеистического воспитания народ в целом и красноармейцы в частности откликались на призывы Церкви?

Ответ здесь однозначный: сила веры настолько велика, что имеет глубинный характер в сознании человека и вновь может прорасти при изменившейся ситуации. А ситуация, как известно, изменилась: власть стала опираться на Церковь, сделала ей шаги на встречу. Тем самым церковь вновь стала составной частью культуры общества.

В результате происходили, казалось бы, на первый взгляд, парадоксальные вещи. Так, в телеграмме с 4 Украинского фронта в адрес Главного политического управления РК КА отмечалось следующее: «По востребовавшейся надобности, в самом срочном порядке вышлите материалы Синода для разъяснения в день празднования годовщины Октябрьской революции».

А вот ещё пример сочетания в умах советского и церковного. В письме домой солдат М. Ф. Черкасов указывал: «Мама, я вступил в партию… Мама, помолись за меня Богу».

Следует подчеркнуть, что верующими были и многие из советских представителей командного состава. Начальник Генштаба маршал A. M. Василевский был сыном церковнослужителя. Верующим был маршал Л. А. Говоров. После Сталинградской битвы стал посещать православные храмы маршал В. Н. Чуйков. Верующим был также маршал Ф. И. Толбухин (брат его, протоиерей, служил все годы блокады в Ленинграде). Начальник Генштаба В. Н. Шапошников носил образ святителя и чудотворца Николая. О Г. К. Жукове известно, что он во всё время войны имел при себе образок святого Георгия Победоносца, которым благословила его мать.

Из сказанного можно сделать несколько выводов о роли Православной Церкви в формировании патриотизма в годы Великой Отечественной войны.

Первое. Казалось бы, нападение Германии на Советский Союз, начавшаяся война должны были обострить противоречия между государством и Церковью. Однако этого не произошло. Складывавшиеся веками национальные и патриотические традиции Православия оказались сильнее обид и предубеждений.

Второе. Именно тысячелетний опыт позволил Церкви так быстро и предметно определиться в отношении мобилизации народа на борьбу с фашизмом и в целом в её патриотической позиции.

Третье. Церковь приложила громадные усилия по разъяснению и укреплению единства страны, религий, национальностей, различных слоев общества, единства самой Церкви в отношении войны, достижения победы над фашизмом. Тем самым Церковь внесла огромный вклад в сохранение духовного и национального единства народа.

Четвёртое. Церковь не только призывала, молилась, но всеми своими действиями, поступками показывала пример народу.

Пятое. Церковь выдерживала тонкую грань в формировании патриотизма, ненависти к врагу, но не к другим народам, т.е. удерживала от скатывания к ярому национализму.

Шестое. Церковь по-особому разъяснила смысл самопожертвования жизнью, что способствовало совершению массового героизма воинов.

Все это помогало формированию Воина Победителя, Народа Победителя.

Зададимся вопросом: можно ли допустить, чтобы все перечисленное мною выше об опыте патриотической деятельности Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны было забыто, не актуализировано в настоящее время, время, когда совсем по-другому выстраиваются отношения государства и Церкви.

Энергия Победы не ушла в песок, она не только скрепляет наше общество, но и подвигает нас к труду и творчеству. Пример патриотической позиции Церкви и её опыта формирования патриотизма в период Великой Отечественной войны, безусловно, востребован для воспитания подрастающего поколения и консолидации нашего белорусского общества.

В полной ли мере?

Безусловно, нет. Но определённое движение в этом направлении осуществляется. Сложившаяся ситуация в мире, сопредельных странах, в нашей стране сильно актуализирует тему патриотизма в Беларуси. Хотелось бы подчеркнуть, что сегодня всё больший удар наносится по направлению духовности нашего населения и прежде всего – молодёжи, а значит – по основе патриотизма, ибо испокон веков известно, что патриотизма без веры не бывает. За духовным изломом следует раскол общества. Тем более, что в настоящее время чаще насаждается и посему главенствует прагматизм, приоритет отдаётся наращиванию экономического и военного потенциала, т.е. сила вновь становится главным аргументом в современной геополитической игре. В этом и есть суть новой идеологии — выгода превыше всего, никакого исторического и духовного родства, никакой общности ценностей или традиций.

Патриотизм — это явление духовное и связано оно с духовными традициями, а они, как мы убедились,  тесно и органично связаны с Православием. В целом, взгляд Православной Церкви по теме патриотизма отражён в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. А вот что говорит о патриотизме Святейший Патриарх Кирилл: «Необходимо развивать у молодых людей здоровые патриотические чувства не только на уровне эмоций, но на уровне соответствующего мировоззрения… Необходимо помнить, что патриотизм предполагает любовь к своему народу и активное участие в делах государства. Мы должны поддерживать свою страну». Думаю, что данные посылы убедительно говорят о том, что и сегодня роль Церкви в формировании патриотизма не только существенна, но и неотъемлема.

Не случайно 22 сентября 2016 года на встрече Президента с Синодом Белорусской Православной Церкви Александр Григорьевич Лукашенко подчеркнул: «Убеждён, что наша дальнейшая работа будет по-прежнему носить только созидательный характер и позволит скоординировать усилия по укреплению общества и его духовному обогащению… Церковь консервативна. Стояла и должна стоять на страже ценностей и государственности».

В настоящее время, когда в общественной жизни наблюдается возрождение не только интереса, но и настоятельной необходимости наращивания патриотического воспитания молодёжи, основная тяжесть этих трудов, естественно, ложится на образовательную систему государства. Со своей стороны, Православная Церковь, имеющая богатый исторический опыт в этой области, вносит свой существенный вклад, но хотелось бы, чтобы он только возрастал.

Работа эта ведётся по многим направлениям совместного соработничества Церкви, государства и общества. Уже около 20 лет налажено конструктивное взаимодействие Белорусской Православной Церкви с органами системы обеспечения безопасности Республики Беларусь. Это довольно значимый период, чтобы оценить правильность и своевременность этих шагов. Следует подчеркнуть, что наиболее успешно и результативно осуществляется взаимодействие Белорусской Православной Церкви именно с силовыми структурами.

Встаёт закономерный вопрос: почему?

Вооружённые Силы и другие воинские формирования ежедневно от каждого военнослужащего наиболее востребуют как чисто профессиональные, так и духовные качества. Ведь обеспечение национальной безопасности страны — по-прежнему нелёгкая и опасная миссия. С другой стороны, именно силовые структуры создают, образно говоря, наиболее благоприятные условия для воцерковления нашей молодёжи. Погружаясь одновременно в обстановку воинской службы и Церкви, молодые люди в большей части меняют своё, порой нигилистическое ко всему отношение – на истинные патриотические и духовные качества.

Сотрудничество между Белорусской Православной Церковью и Вооружёнными Силами, органами пограничной службы, внутренними войсками Министерства внутренних дел, ДОСААФ осуществляется на основе подписанных Соглашений. В них определены грани приложения общих усилий. В их числе значилось главное — это патриотическое и духовно-нравственное воспитание военнослужащих. Сегодня наши священнослужители принимают самое активное участие в патриотической работе, прославляя героизм белорусского народа в годы трагических событий, выпавших на его долю.

Несомненно, что в формировании патриотизма не только у военнослужащих, но и населения страны существенную роль играли проводимые благодарственные Всебелорусские Крестные ходы. Одной из целей современных крестных ходов является и стремление напомнить военнослужащим и обществу в целом, что государство и общество нуждаются в духовной защите. Во время их проведения воздаются христианские почести погибшим воинам, защищавшим Отечество от немецко-фашистских захватчиков, тем самым освящается духовный подвиг советского народа в деле Великой Победы.

Первый Крестный ход под названием «Церковь и армия» был проведён в мае 2005 г. Он посвящался 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. А в канун 75-летия Победы будет проведён уже четвёртый Всебелорусский крестный ход.

Мы воздвигли памятники, обелиски, но, наверное, этого мало. Необходимо постоянное воздание павшим воинам и мирным жителям не только воинских, но и христианских почестей. На этот смыл нацелены и крестные ходы вдоль государственной границы, проводившиеся с иконой Жировичской Божией Матери, Крестом Евфросинии Полоцкой, символами соработничества органов пограничной службы и Белорусской Православной Церкви: иконой святого Архистратига Михаила и Хоругвью, встречи военнослужащих факультета пограничных войск в январе 2008 года с иконой Божией Матери, именуемой «Порт-Артурской», а также международные Эстафеты Победы, которые также проводятся при непосредственном участии священнослужителей Белорусской Православной Церкви.

Существенный вклад в формирование духовной составляющей патриотизма военнослужащих внесло установление Небесного покровителя органов пограничной службы Республики Беларусь – Архистратига Михаила – и их храмового праздника, который торжественно отмечается в эти дни, а завтра в храме посёлка Тарасово будет совершена праздничная Литургия.

С целью более активного изучения истории Отечества, практической подготовки к службе в армии и изучения начал военного дела были организованы ежегодные летние военно-патриотические и спортивные слёты православной молодёжи. В слётах принимают участие епархиальные команды из числа воспитанников военно-патриотических клубов, объединений и воскресных школ. Зримым результатом проведённых слётов является то, что многие их участники связали свою жизнь с армией, в том числе стали офицерами пограничной службы Республики Беларусь. В этом году проведён уже 13-й слёт.

Ещё одним проектом, направленным на формирование патриотизма военнослужащих, стало проведение конкурса рефератов и их защита победителями в рамках Острожских чтений.

В 2009 году органам пограничной службы было вручено Духовное знамя в виде Хоругви. В последующем православные епархии Беларуси учредили и вручили Хоругви всем воинским частям органов пограничной службы, внутренних войск.

Символами единения Церкви и силовых структур стали войсковые храмы, построенные на территории воинских частей. Наличие храма значительно упрощает и расширяет возможности православного воспитания военнослужащих. Белорусская Православная Церковь постоянно молится за воинство нашей Беларуси. У военнослужащих возник существенный интерес к религии, потому что они видят её реальную связь со своей жизнью, а служение священников в воинских частях и подразделениях стало не просто необходимым, а само собой разумеющимся. Сегодня с уверенностью можно констатировать, что взаимодействие с Белорусской Православной Церковью благотворно влияет и на духовную основу патриотизма белорусских военнослужащих, и в целом на морально-нравственный климат в воинских коллективах, воодушевляет военнослужащих на честное и добросовестное исполнение обязанностей воинской службы.

Взаимодействие силовых структур и Белорусской Православной Церкви не было бы столь успешным и даже возможным без архипастырского попечительства и служения в них руководителей Белорусской Православной Церкви: митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, и митрополита Филарета, почётного Патриаршего Экзарха всея Беларуси.

Уважаемые участники Рождественских чтений!

Наша совместная работа требует наращивания усилий по всем направлениям ещё и потому, что усложняется ситуация с духовной безопасностью молодёжи, военнослужащих и всего населения страны. Растёт стремление привлечь религию в политических целях, внедрить в сознание людей негативное отношение к нашей Православной Церкви.

За последние годы мы убедились, что невозможно изолировать нашу молодёжь от всего плохого, чем наполнена наша действительность. А это значит, что надо выработать у неё что-то подобное иммунитету, который поможет ей противостоять негативному натиску, деградирующему общество. Выработать такой иммунитет может воспитание на основе религиозных, духовно-нравственных и моральных ценностей. Только такие высокие ценности могут быть сдерживающим фактором в современном мире. Это тем более важно, что даже в Западной Европе на фоне размывания европейской системы культурной безопасности появилось устойчивое мнение повернуться лицом к религии, к христианским ценностям в противовес проявлению агрессивности некоторых направлений ислама.

Говорю Вам об этом исходя из собственных наблюдений, приобретённых в период моего пребывания в течение четырёх лет в Париже в качестве Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь во Франции и по совместительству в Испании и Португалии, а также постоянного представителя Беларуси при ЮНЕСКО.

Действительно, мы далеко не всегда исходим из того, что именно христианские ценности бесценны и не имеют сроков давности. Но в тоже время мы должны чётко учитывать, что времена меняются и с ними меняется общество. А значит, необходимо находить новые пути адаптации в нём и реформации подходов при общении с современной молодёжью, обществом, где уже нет прежней идеологизации, но присутствует потребительское общество с его псевдоценностями и понятиями.

Уверен, что священнослужители совместно с нашим обществом, государственными органами по-прежнему будут и дальше активно создавать духовную основу патриотизма.

oroik.by